Слово коллег

Инвестор: выбор поддержки

Аналитики Высшей школы экономики составили рейтинг российских регионов, оценив их по уровню импортозависимости, а также отраслей, более всего нуждающихся в импортозамещении. Согласно представленным весной текущего года данным, среди «лидеров» по зависимости от импорта отмечены автомобилестроение (25%), производство резиновых и пластмассовых изделий (18%), производство прочих транспортных средств (16%), машины и оборудование (15%), фармацевтика (15%).

Говоря о региональной повестке, в исследовании отмечается, что ощутимее всего потребность в замещении импорта чувствуют регионы с высокой долей обрабатывающей промышленности в региональном валовом продукте. В основном это регионы Центрального и Приволжского федеральных округов.

Как скорректировать сложившуюся ситуацию и дать стимул развитию промышленности? Своими мыслями на этот счёт делится генеральный директор ИнфраВЭБ Денис НОЗДРАЧЁВ.

На данный момент в промышленности наиболее острая потребность отмечена в комплектующих и оборудовании.

Для выхода из сложившейся ситуации, когда привычные поставщики ушли с рынка, Правительство предпринимает шаги по развитию системы мер государственной поддержки промышленности.

При этом ряд экспертов считают целесообразным вынести некоторые поддерживающие производства в дружественные юрисдикции вместо их локализации в РФ, что позволит решить поставленную перед промышленностью задачу максимально оперативно.

Однако, если смотреть на более долгую перспективу и системное решение задачи, то важно инвестировать в полноценную, независимую от нестабильных внешних факторов промышленность, способную обеспечить необходимые объёмы продукции как минимум в ключевых отраслях экономики и по наиболее критичным для неё позициям.

Безусловно, одними инвестициями задачу не решить. Необходимы компетенции, интеллектуальные разработки, а также грамотная кооперация всех участников производственного процесса. Инвестиции же здесь – топливо, способное запустить механизм в работу и обеспечить ему нужную скорость.

Ценный ресурс в виде внебюджетных инвестиций при этом позволит ускорить переход от недоступных импортных компонентов и технологий на отечественные или доступные с минимальными потерями для рынка.

Сегодня в России реализуется множество инвестиционных проектов в промышленной сфере. Однако, учитывая принципиальную значимость импортозамещения и обеспечения технологического суверенитета для развития страны, Правительство стремится ускорить процесс замещения выбывшей импортной продукции отечественными аналогами и новыми разработками через новые инструменты и меры поддержки. Предусматривается, что органы власти и институты развития должны выступать главными партнёрами в поддержке таких проектов.

ПРЕФЕРЕНЦИИ И НОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПОДДЕРЖКИ

Благодаря активной работе экспертного сообщества и поддержке Правительства сегодня значительно расширяется применение существующих преференциальных режимов, и создаются новые механизмы, стимулирующие ускоренное развитие производств и необходимой инфраструктуры. В их числе льготы для территорий опережающего развития и особых экономических зон, инфраструктурные кредиты, инфраструктурные облигации ДОМ.РФ, концессионные соглашения, соглашения о государственно-частном партнёрстве (ГЧП), СЗПК, фабрика проектного финансирования ВЭБ.РФ, а также расширение её возможностей через запуск фондов акционерного капитала совместно с другими банками.

Минпромторгом России разработана и внедряется кластерная инвестиционная платформа, сочетающая в себе различные инструменты финансовой поддержки. В этом многообразии подбор оптимальной комбинации мер поддержки и их грамотная настройка – важнейший фактор успеха любого крупного проекта.

Для любого инвестиционного проекта одна из основных сложностей – привлечение заёмного финансирования. В отдельных отраслях промышленности, являющихся стратегически значимыми для суверенного развития государства, нормы рентабельности невысоки, а сроки окупаемости выше стандартов многих промышленных отраслей. Это делает затруднительным принятие решения о выдаче средств.

Давно создана нормативно-правовая база и используются механизмы удешевления долгосрочного финансирования путём предоставления соответствующих субсидий финансирующим организациям или инициаторам проектов.

Используются также и меры поддержки, направленные на компенсацию части понесённых капитальных затрат. Например, в агропромышленном комплексе практикуется такая мера поддержки, как компенсация части понесённых капитальных затрат на реализацию проектов, предоставляемая после ввода объекта в эксплуатацию. Мера эффективная, но при проведении анализа перед принятием решения о финансировании кредитные организации не могут рассматривать её как гарантированную поддержку и, соответственно, учитывать при экспертизе финансовой модели. Это связано с отсутствием уверенности в получении средств как у инициатора, так и у банка. Действительно, ведь даже если инвестор полностью выполнит все свои обязательства, впереди ещё два важных условия: наличие средств в бюджете соответствующего года, а также проведение конкурсных процедур. В связи с чем такая мера не оказывает существенную помощь проекту в самый важный и трудный момент принятия финансового решения участников сделки. Объединение подхода по субсидированию процентной ставки и компенсации капитальных затрат предусматривает кластерная инвестиционная платформа (КИП), являющаяся серьёзным шагом вперед в сфере поддержки инвестиционной деятельности в промышленности. Однако сформированная на сегодняшний момент законодательная база, регулирующая КИП, ограничивает использование этого инструмента только предоставлением льготного кредитного финансирования.

ПРИМЕНЕНИЕ ГЧП ДЛЯ ПРОЕКТОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА

Вопросы поддержки проектов, направленных на обеспечение технологического суверенитета, могут быть рассмотрены на примере химических проектов. До недавнего времени основная часть инвестиционных проектов, связанных с созданием и модернизацией крупно- и малотоннажных производств, реализовывалась с использованием импортных технологий. Например, в части метанола и аммиака чаще всего лицензиарами технологий были европейские компании. Кроме того, по ряду продуктов малой химии российская экономика демонстрирует существенную степень зависимости от импорта. По некоторым направлениям доля импорта составляет 100%. Очевидно, что в этой ситуации необходимо активизировать работу по локализации производства продукции малотоннажной химии, которая является необходимым компонентом производственного процесса в ряде ключевых отраслей (строительство, фармацевтика, пищевая промышленность, производство вооружений и проч.).

Привлечение кредитного финансирования в проекты, основанные на использовании недавно разработанной и впервые применяющейся российской технологии, сталкивается с вполне обоснованными опасениями банков и институтов развития относительно рисков увеличения сроков ввода объектов в эксплуатацию, связанных с отладкой технологии и необходимостью финансирования конструкторских работ в процессе подготовки проекта к запуску. Ясно, что такие проекты могут быть осуществлены только с активным участием государства, причем не столько в форме предоставления более дешёвого финансирования, сколько в разделении рисков с участниками проектов.

В качестве эффективной формы государственной поддержки такого рода проектов видится целесообразным расширение практики реализации проектов на условиях государственно-частного партнёрства в соответствии с Федеральным законом «О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 N 224-ФЗ (далее – Закон о ГЧП). Например, в соответствии с указанным федеральным законом успешно реализуется проект по маркировке. Кроме того, Закон о ГЧП положительно зарекомендовал себя и широко применяется в инфраструктурных проектах, поскольку обеспечивает возможность выработки баланса распределения рисков между государством, инициатором проекта и финансирующими организациями.

Главным преимуществом схемы ГЧП является отсутствие необходимости принятия со стороны государства безусловных финансовых обязательств (например, в форме предоставления капитального гранта) и использование условных обязательств, когда государство принимает на себя часть риска и поддерживает проект только в случае существенных отклонений от запланированных параметров проекта. Условное обязательство выражается в использовании инструмента минимального гарантированного дохода, который используется, когда уровень выручки проекта не «дотягивает» до объёма, дающего возможность финансировать операционную деятельность в необходимом объёме, рассчитаться с кредиторами и осуществить иные обязательные платежи.

Такие механизмы как ГЧП предусматривают установление между государством и бизнесом отношений, определяющихся долгосрочным характером и детально прописанными обязательствами сторон. При этом ГЧП позволяет предоставлять поддержку проектам в различных формах, что обеспечивает закрытие рисков на всех этапах реализации.

Эффективная комбинация существующих и вновь вводимых инструментов государственной поддержки промышленных проектов является залогом ускоренного обеспечения технологического суверенитета в приоритетных отраслях.

Сегодня необходимо задействовать максимум возможностей для обеспечения импортозамещения и развития промышленности, для чего имеет смысл предоставить инвесторам широкий спектр эффективных мер поддержки и подбирать наиболее подходящее решение под конкретный проект.

Текст: Денис Ноздрачёв, генеральный директор ИнфраВЭБ

Материал также опубликован в печатной версии Национального банковского журнала (сентябрь 2023)