Взаимодействие граждан и организаций на рынке страховых услуг, особенно в сегменте автострахования, вызывает немало вопросов. На практике это зачастую выражается во множестве претензий к деятельности т.н. «аварийных комиссаров».
Тема приобрела настолько серьезное общественное (и экономическое!) звучание, что стала предметом обсуждения в Государственном Собрании – Курултае Республики Башкортостан. Там состоялось заседание Экспертного совета при Комитете по бюджетной, налоговой, инвестиционной политике и имущественным отношениям, которое провел его председатель депутат Рустем Ренатович Ахунов.
Базовым докладом, на котором было построено все дальнейшее обсуждение, стало выступление руководителя АНО «Центр профилактики ДТП» Антона Комарова.
- Актуальность самого института аварийных комиссаров сомнений не вызывает. Для многих автолюбителей при возникновении ДТП в стрессовых условиях чрезвычайно важна квалифицированная, компетентная помощь. Качественно предоставленная услуга аварийного комиссара, несомненно, сокращает время участников ДТП на оформление необходимых документов, а отсутствие ошибок в протоколе позволяет оперативно получить страховое возмещение от страховой компании.
Однако сегодня, в условиях отсутствия официального регулирования этого рынка, сложилась крайне проблемная ситуация. Понимая и зная положение дел «изнутри», считаю, что сложившаяся ситуация с оформлением дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с использованием института аварийных комиссаров требует вмешательства государственных органов. При всем уважении к авторитету или статусу общественных организаций, главное слово должно оставаться за государством, - подчеркнул Антон Александрович.
Представляя депутатам Государственного собрания (Курултая,) отчет о деятельности Правительства республики, Премьер-министр А.Назаров отметил, что «В рамках федерального проекта РФ «Государство для людей» правительство нашей республики активно работало над повышением «клиентоцентричности» государственного управления».
- Ключевое слово тут, на наш взгляд – «клиентоцентричность», что по смыслу предполагает постановку граждан, их проблем и запросов в центр внимания государства. Озабоченность сложившейся ситуацией и полная поддержка позиции нашего правительства и послужила поводом для нашего обращения к депутатскому корпусу республики, - продолжил А.Комаров. - Сознательно повторюсь: отсутствие должного государственного регулирования породило крайне проблемную ситуацию. Сегодня в Башкортостане ежедневно происходит 400-500 дорожно-транспортных происшествий. В столице региона фиксируется от 120 до 200 происшествий, при неблагоприятных погодных условиях - до 300.
Около 40 процентов ДТП оформляются с участием инспекторов ГИБДД. А остальные 60%? Проблема неукомлектованности штата сотрудников правоохранительных органов известна. Это приводит к увеличению времени ожидания приезда сотрудников на место происшествия и вынуждает обращаться к лицам, называющих себя «аварийными комиссарами». Зачастую основная проблема заключается в том, что они не имеют ни малейшего представления не только о правилах оформления того же «европротокола», но и о самих правилах дорожного движения! Порою эти «деятели» оказываются на месте происшествия без приглашения участниками ДТП, загадочным образом опережая сотрудников правоохранительных органов. В практике встречаются случаи, когда на место ДТП приезжают сразу несколько комиссаров, спор между которыми за право оформления протокола и получения денежных средств от клиента порою переходит в криминальные разборки.
Далее докладчик заострил внимание на некоторой «иллюзорности» самого понятия «аварийный комиссар», которое стало следствием «саморегулирования» рынка:
- Учитывая отсутствие не явочного, а настоящего, нормативного регулирования отношений между участником ДТП и аварийным комиссаром, представляться таким именем может кто угодно. Зачастую эти псевдо-комиссары, желающие заработать на проблемной ситуации автолюбителей, не имеют опознавательных знаков отличия, никаких удостоверяющих документов, позволяющих определить квалификацию этих лиц.
Отсутствие необходимой квалификации приводит к неграмотному оформлению протокола и, как следствие, к отказу в возмещении ущерба страховой организацией.
Забегая вперед, скажем, что последующие выступления представителей крупнейших страховых компаний выразили полную солидарность с тезисом Антона Комарова в том, что «...Встречаются ситуации, когда псевдо-комиссары становятся участниками мошеннических схем, оформляя несуществующие, фиктивные дорожно-транспортные происшествия с целью получения страхового возмещения от страховой компании».
Отмечены также проблемы, связанные с ценообразованием, грамотным оформлением договоров, отсутствием официально предусмотренной и юридически оформленной ответственности аварийных комиссаров за качество оказываемых услуг. При наличии широкого диапазона расценок – от 4 тыс. до 10 тыс. рублей и выше, (достигая грабительских для граждан значений!), это становится еще одной болевой точкой в обсуждаемой проблеме. У многих таких «специалистов» одна задача – получить с клиента деньги. Миссия – «комиссия!», а вовсе не решение конкретной проблемы граждан.
Завершая свое выступление, руководитель АНО «Центр профилактики ДТП» А. Комаров подчеркнул:
- Мы являемся общественной организацией и не располагаем юридическими полномочиями принимать какие-то законные решения. Тем не менее, являясь активными участниками столь весомого сегмента рынка, видим свое место в нем как важный элемент формирования цивилизованного социума. То есть наша работа – это детальное и предметное исполнение, реализация той «политической воли», которая была четко выражена в ежегодном Послании Главы Республики Башкортостан Р.Хабирова депутатам Государственного собрания (Курултая) РБ. Мы работаем и будем работать именно в этом политическом, общественном и социально значимом русле.
В обсуждении поднятой общественниками темы приняли участие депутаты Государственного собрания республики, а также первый заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан Виктор Жульков, заместитель начальника Управления ГИБДД МВД по Республике Башкортостан Эдуард Идрисов, начальник правового управления Администрации Уфы Виль Сафин, представители крупнейших страховых компаний и банковского сообщества, финансисты и ученые.
Подчеркнем, что работа наших депутатов созвучна с позицией Российского союза автостраховщиков (РСА), который одной из задач на 2025 год ставит усиление внимания к проблемам урегулирования убытков по ОСАГО в российских регионах. Об этом заявил президент РСА Евгений Уфимцев. Поддержав его, глава департамента страхового рынка Банка России Илья Смирнов отметил, что "при активной работе на местах с участием властей региона, правоохранителей, представителей страхового сообщества и Банка России ситуация в регионах меняется, и меняется значительно".
Обсудив сложившуюся ситуацию, члены Экспертного совета подготовили ряд рекомендаций. В частности, предложено создать парламентскую рабочую группу для выработки решений по нормативному регулированию данной сферы. Эксперты считают целесообразным законодательно закрепить статус аварийного комиссара, разработать стандарт деятельности участников рынка, обеспечить подготовку информационных материалов для автолюбителей и ряд других мер.
От редакции: В первом материале мы намеренно не стали детализировать те конкретные предложения, которые прозвучали на заседании Экспертного совета от имени АНО «Центр профилактики ДТП» и других участников дискуссии. Тема настолько сложная, сколь и обширная. Поэтому было принято решение инициировать в информационном пространстве и печатных изданиях республики предметное обсуждение всех возникающих вопросов.
P.S: Продолжение следует!
Тема приобрела настолько серьезное общественное (и экономическое!) звучание, что стала предметом обсуждения в Государственном Собрании – Курултае Республики Башкортостан. Там состоялось заседание Экспертного совета при Комитете по бюджетной, налоговой, инвестиционной политике и имущественным отношениям, которое провел его председатель депутат Рустем Ренатович Ахунов.
Базовым докладом, на котором было построено все дальнейшее обсуждение, стало выступление руководителя АНО «Центр профилактики ДТП» Антона Комарова.
- Актуальность самого института аварийных комиссаров сомнений не вызывает. Для многих автолюбителей при возникновении ДТП в стрессовых условиях чрезвычайно важна квалифицированная, компетентная помощь. Качественно предоставленная услуга аварийного комиссара, несомненно, сокращает время участников ДТП на оформление необходимых документов, а отсутствие ошибок в протоколе позволяет оперативно получить страховое возмещение от страховой компании.
Однако сегодня, в условиях отсутствия официального регулирования этого рынка, сложилась крайне проблемная ситуация. Понимая и зная положение дел «изнутри», считаю, что сложившаяся ситуация с оформлением дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с использованием института аварийных комиссаров требует вмешательства государственных органов. При всем уважении к авторитету или статусу общественных организаций, главное слово должно оставаться за государством, - подчеркнул Антон Александрович.
Представляя депутатам Государственного собрания (Курултая,) отчет о деятельности Правительства республики, Премьер-министр А.Назаров отметил, что «В рамках федерального проекта РФ «Государство для людей» правительство нашей республики активно работало над повышением «клиентоцентричности» государственного управления».
- Ключевое слово тут, на наш взгляд – «клиентоцентричность», что по смыслу предполагает постановку граждан, их проблем и запросов в центр внимания государства. Озабоченность сложившейся ситуацией и полная поддержка позиции нашего правительства и послужила поводом для нашего обращения к депутатскому корпусу республики, - продолжил А.Комаров. - Сознательно повторюсь: отсутствие должного государственного регулирования породило крайне проблемную ситуацию. Сегодня в Башкортостане ежедневно происходит 400-500 дорожно-транспортных происшествий. В столице региона фиксируется от 120 до 200 происшествий, при неблагоприятных погодных условиях - до 300.
Около 40 процентов ДТП оформляются с участием инспекторов ГИБДД. А остальные 60%? Проблема неукомлектованности штата сотрудников правоохранительных органов известна. Это приводит к увеличению времени ожидания приезда сотрудников на место происшествия и вынуждает обращаться к лицам, называющих себя «аварийными комиссарами». Зачастую основная проблема заключается в том, что они не имеют ни малейшего представления не только о правилах оформления того же «европротокола», но и о самих правилах дорожного движения! Порою эти «деятели» оказываются на месте происшествия без приглашения участниками ДТП, загадочным образом опережая сотрудников правоохранительных органов. В практике встречаются случаи, когда на место ДТП приезжают сразу несколько комиссаров, спор между которыми за право оформления протокола и получения денежных средств от клиента порою переходит в криминальные разборки.
Далее докладчик заострил внимание на некоторой «иллюзорности» самого понятия «аварийный комиссар», которое стало следствием «саморегулирования» рынка:
- Учитывая отсутствие не явочного, а настоящего, нормативного регулирования отношений между участником ДТП и аварийным комиссаром, представляться таким именем может кто угодно. Зачастую эти псевдо-комиссары, желающие заработать на проблемной ситуации автолюбителей, не имеют опознавательных знаков отличия, никаких удостоверяющих документов, позволяющих определить квалификацию этих лиц.
Отсутствие необходимой квалификации приводит к неграмотному оформлению протокола и, как следствие, к отказу в возмещении ущерба страховой организацией.
Забегая вперед, скажем, что последующие выступления представителей крупнейших страховых компаний выразили полную солидарность с тезисом Антона Комарова в том, что «...Встречаются ситуации, когда псевдо-комиссары становятся участниками мошеннических схем, оформляя несуществующие, фиктивные дорожно-транспортные происшествия с целью получения страхового возмещения от страховой компании».
Отмечены также проблемы, связанные с ценообразованием, грамотным оформлением договоров, отсутствием официально предусмотренной и юридически оформленной ответственности аварийных комиссаров за качество оказываемых услуг. При наличии широкого диапазона расценок – от 4 тыс. до 10 тыс. рублей и выше, (достигая грабительских для граждан значений!), это становится еще одной болевой точкой в обсуждаемой проблеме. У многих таких «специалистов» одна задача – получить с клиента деньги. Миссия – «комиссия!», а вовсе не решение конкретной проблемы граждан.
Завершая свое выступление, руководитель АНО «Центр профилактики ДТП» А. Комаров подчеркнул:
- Мы являемся общественной организацией и не располагаем юридическими полномочиями принимать какие-то законные решения. Тем не менее, являясь активными участниками столь весомого сегмента рынка, видим свое место в нем как важный элемент формирования цивилизованного социума. То есть наша работа – это детальное и предметное исполнение, реализация той «политической воли», которая была четко выражена в ежегодном Послании Главы Республики Башкортостан Р.Хабирова депутатам Государственного собрания (Курултая) РБ. Мы работаем и будем работать именно в этом политическом, общественном и социально значимом русле.
В обсуждении поднятой общественниками темы приняли участие депутаты Государственного собрания республики, а также первый заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан Виктор Жульков, заместитель начальника Управления ГИБДД МВД по Республике Башкортостан Эдуард Идрисов, начальник правового управления Администрации Уфы Виль Сафин, представители крупнейших страховых компаний и банковского сообщества, финансисты и ученые.
Подчеркнем, что работа наших депутатов созвучна с позицией Российского союза автостраховщиков (РСА), который одной из задач на 2025 год ставит усиление внимания к проблемам урегулирования убытков по ОСАГО в российских регионах. Об этом заявил президент РСА Евгений Уфимцев. Поддержав его, глава департамента страхового рынка Банка России Илья Смирнов отметил, что "при активной работе на местах с участием властей региона, правоохранителей, представителей страхового сообщества и Банка России ситуация в регионах меняется, и меняется значительно".
Обсудив сложившуюся ситуацию, члены Экспертного совета подготовили ряд рекомендаций. В частности, предложено создать парламентскую рабочую группу для выработки решений по нормативному регулированию данной сферы. Эксперты считают целесообразным законодательно закрепить статус аварийного комиссара, разработать стандарт деятельности участников рынка, обеспечить подготовку информационных материалов для автолюбителей и ряд других мер.
От редакции: В первом материале мы намеренно не стали детализировать те конкретные предложения, которые прозвучали на заседании Экспертного совета от имени АНО «Центр профилактики ДТП» и других участников дискуссии. Тема настолько сложная, сколь и обширная. Поэтому было принято решение инициировать в информационном пространстве и печатных изданиях республики предметное обсуждение всех возникающих вопросов.
P.S: Продолжение следует!