Ассоциация кредитных и финансовых
организаций республики Башкортостан

 
Наши авторы

Мегапроекты, ключ и ...факторы!

В 2024 году Башкирия заняла третье место в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата, подготовленном Агентством стратегических инициатив. За счет чего удалось достичь высокой эффективности инвестиционной политики и что в наступающем году будет ограничителем инвестиций в республику?

Об этом – доктор экономических наук, член-корреспондент Академии наук Республики Башкортостан, депутат Государственного собрания (Курултая) РБ – Рустем Ринатович АХУНОВ.

- ... Можно начинать разговор с общеэкономических идей, параметров и выводов, но любая теория мертва без практики. Именно с практической точки зрения начну разговор с реального примера, который наиболее известен аудитории нашего издания: ОЭЗ «Алга».

В текущем 2025 году ей исполняется пять лет. С момента ее создания из регионального бюджета и местных бюджетов на финансирование объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иной инфраструктуры направлено 4,3 млрд руб. Сегодня в ней функционируют 22 ключевых резидента.

Оценка эффективности особых экономических зон страны, представленная Министерством экономического развития России, позволяет прийти к выводу об эффективном функционировании ОЭЗ «Алга»: значение сводного расчетного показателя эффективности составило 89%.

Характеризуя отдельные аспекты деятельности ОЭЗ «Алга», отмечу, что на сегодняшний день в ней работают компании, выручка от реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг которых составила 741 млн руб. (за вычетом НДС и акцизов), а объемы инвестиций составили 3,7 млрд руб. Кроме того, резиденты и управляющая компания ОЭЗ по итогам 2023 года создали 499 рабочих мест.

Да, роль названной нами экономической зоны в общем объеме выпускаемого валового продукта республики и объема инвестирования в региональную экономику пока еще не столь существенна. Еще не реализованы экспортные возможности резидентов, минимальна налоговая отдача. Тем не менее, убежден, что по мере развития зоны и роста количества резидентов роль данного института для развития экономики будет только возрастать. Тем более, что данный инструмент привлечения инвестиций для Башкирии необходим, по крайней мере, с точки зрения конкуренции за инвестиции с другими регионами.

Всего лишь один пример – но он, на наш взгляд, характеризует как тенденцию, так и реальные возможности дальнейшего серьезного инвестиционного развития нашей республики.

По данным Росстата, более четверти инвестиций в Башкирии приходится на средства федерального, регионального и местных бюджетов, что в два раза превышает среднероссийский показатель (12,9%).

В связи с этим важно отметить, что отличительной особенностью структуры финансирования инвестиций Башкирии в 2024 году (не считая субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) является значительная доля (более трети) бюджетных средств. По итогам девяти месяцев 2024 года на долю федерального бюджета пришлось 26,1% средств, использованных для финансирования инвестиций в основной капитал, на долю бюджета Башкирии — 7,3%. Соответственно, на долю основного источника финансирования инвестиций — собственных средств предприятий — пришлось 50,5%.

Касаясь относительно высокой доли средств бюджета в структуре финансирования инвестиций, не вижу ничего опасного в использовании средств федерального бюджета. Напротив, рассматриваю это как крайне позитивный факт. А говоря о средствах республиканского бюджета, больших капвложений за счет данного источника финансирования – ожидать, на наш взгляд, преждевременно.

Напомню, что одной из экономических задач, поставленных Главой Республики Башкортостан Р.Хабировым, является доведение к 2030 году ежегодного объема инвестиций в основной капитал до 1,25 трлн руб. Ставя за скобки вопрос об индексах-дефляторах инвестиций, считаю сохранение существующих темпов роста инвестиций чрезвычайно важной и одновременно очень сложной задачей.

Одним из источников, позволяющих рассчитывать на сопоставимые с прошлым периодом объемы инвестиций, по моему мнению, могут служить как раз средства федерального бюджета через реализацию национальных целей президента РФ на территории региона.

Р.Ахунов:

«Сохранение существующих темпов роста инвестиций является чрезвычайно важной и одновременно очень сложной задачей».


В условиях относительно высокого уровня инфляции в 2022–2024 годах, расчет индекса физического объема инвестиций, который является относительным показателем, описывающим изменение объемов инвестиций в динамике, и не связан с изменением цен, представляется чрезвычайно актуальным.

Среднероссийский темп роста показателя составил 127,7%, медианное значение — 116,6%. Лидерами в ПФО являются Саратовская область (135,4%) и Татарстан (131,7%). Близкие значения наблюдаются в Самарской области (123,2%), в Пермском крае (123,1%), Нижегородской области (120,6%) и Башкортостане (119,1%).

Еще один важный вопрос, исходящий из чисто статистических данных. В 2023 году резиденты промышленных технопарков Башкирии отгрузили товары и услуги на полтора миллиарда руб. В Татарстане — на 85,7 млрд руб. При этом на один рубль инвестиций в Башкирии приходится 1,3 руб. производства (в Татарстане — 3,6 руб.).

Возникает закономерный вопрос - насколько такие сравнения отражают эффективность инвестиционной политики?

Чтобы разобраться, во-первых, определимся с понятиями. Часто путают промышленные технопарки и индустриальные парки. Ключевым отличием между ними является содержание деятельности резидентов. Если в индустриальных парках размещаются резиденты, работающие в массовом производстве, то резиденты технопарков осуществляют разработку новых продуктов, тестируют их и занимаются мелкосерийным производством. Содержание деятельности резидентов определяет и различные требования к инфраструктуре индустриальных парков и промышленных технопарков.

Таким образом, считаю, что промышленные технопарки — это не инструмент оценки эффективности инвестиционной политики. Все же дам краткую характеристику деятельности промышленных технопарков в региональном разрезе. Так, если в России функционирует 322 индустриальных парка, то промышленных технопарков — 110. Как и в случае с индустриальными парками, наибольшее их количество в Московской области — 16 единиц. 13 промышленных технопарков располагается в Москве. Кроме столичных регионов, отмечу наличие девяти технопарков в Башкирии, восьми — в Татарстане, пяти — в Свердловской области.

Из общероссийского объема 615,2 млрд руб. отгруженных товаров собственного производства резидентов технопарков, выполненных работ и услуг собственными силами 364,9 млрд руб. произведено в Москве. В Татарстане — 85,7 млрд руб., в Московской области — 33,8 млрд руб., в Свердловской области — 26,7 млрд руб. В Башкирии в промышленных технопарках размещено 42 резидента с выручкой 1,55 млрд руб.


Р.Ахунов: «Промышленные технопарки — это не инструмент оценки эффективности инвестиционной политики».


При этом, подчеркну, что Башкирия достигает лидирующих показателей в рейтингах инвестиционной привлекательности. Объем инвестиций в основной капитал в Башкирии составил (по данным на конец 2024 г.) 462,5 млрд руб. Это 15 место в стране или 1,9% российского объема инвестиций.

Темп роста инвестиций, рассчитанный к январю — сентябрю 2023 года, составил в Башкортостане 124,7%. По данному показателю, который продемонстрировал внушительной рост, регион располагается на втором месте среди регионов ПФО, уступая лишь Ульяновской области (127,3%).

Отмечу, что в регионе в последнюю пятилетку делается большой акцент на инвестиционной политике. По сути, привлечение инвестиций является основой экономической политики республики. В качестве ключевых инструментов и характерных черт инвестиционной политики служат предоставление налоговых льгот инвесторам, приоритетное предоставление земельных участков, повышенное внимание к приоритетным проектам в режиме «ручного управления».


Р.Ахунов:

Чтобы выйти на траекторию опережающего развития, нужно в полтора-два раза увеличить объем инвестиций. А это значит, нам нужны мегапроекты, мегастройки, которые нужно было задумывать еще «вчера».


В то же время, несмотря на наши успехи, отмечу, что уровня инвестиций 1990 года (в сопоставимых ценах) Башкирия еще не достигла. Нужен еще больший рост, чтобы обеспечивать опережающее развитие республики. Для того чтобы стимулировать рост инвестиций, республике необходимо следить за федеральной повесткой, которая сегодня определяет экономическое развитие субъектов, активнее пользоваться доступом к федеральному финансированию через нацпроекты, работать со структурами «Ростеха», «Роснефти», Газпрома и других крупнейших корпораций.

Чтобы выйти на траекторию опережающего развития, нужно в полтора-два раза увеличить объем инвестиций. А это значит, нам нужны мегапроекты, мегастройки, которые нужно было задумывать «еще вчера». Восточный выезд, к примеру, который недавно ввели в эксплуатацию, начинался очень давно, несколько лет назад. Предреализационные инвестиционные циклы таких проектов долгие. Но это вовсе не означает, что они нереальны и могут влиять на картину действительных инвестиционных действий или и итогов.

...

Еще один немаловажный вопрос касается планов иперспектив международного инвестиционного сотрудничества нашей республики. Задача - привлечь бизнес из Китая, Беларуси, Казахстана и других государств – не просто «виртуальная». Она очень практичная и, безусловно, нацеленная на серьезную, стратегическую перспективу. При этом пролагаю, что в текущих условиях речь можно вести не столько о прямых иностранных инвестициях в предприятия региона, сколько об экономическом сотрудничестве в форме создания совместных предприятий, где понятен сбыт произведенной продукции и получены гарантии региональных властей. На мой взгляд, в этом направлении и работает республиканская власть.

Касаясь внешнеторговых отношений Башкирии, отмечу, что структура экспортно-импортных отношений существенно не поменялась после санкций, но изменилась географическая структура. Наших партнеров из Китая и Индии по-прежнему интересует продукция нефтехимического профиля. Усиливается работа со странами Центральной Азии, в приоритете — Беларусь. Все больше проявляется интерес к нашей сельскохозяйственной продукции. Растет спрос со стороны иностранцев на услуги — в частности, в области образования.

И напоследок, ключевой вопрос: какие вызовы для инвесторов сулит 2025 год?

Убежден, что главные вызовы связаны с тем, как финансировать инвестиции. Текущие реалии по источникам финансирования, на мой взгляд, ограничивают возможности для инвестиций в основной капитал.

Приведу свои аргументы. Собственные средства предприятий и организаций как основной источник финансирования инвестиций (более 50%) на фоне предстоящих налоговых изменений, снижения финансового результата предприятий и признаков замедления темпов экономического роста не позволяют рассчитывать на существенную позитивную динамику. Дефицит регионального бюджета и государственный долг, выступающие нагрузкой на бюджет Башкортостана, не могут стать основой значимого вклада в инвестиционные процессы данного источника финансирования. А вот расчет на средства федерального бюджета есть.

Высокая текущая ключевая ставка не позволяет инвесторам рассчитывать на финансирование капитальных вложений с использованием банковских кредитов. Привлечение зарубежных инвестиций в условиях санкционного режима выглядит наименее перспективным.

Это не только взгляд «по факту на сегодня». Ретроспектива не менее убедительна.

Новейшую экономическую историю России 21 века сопровождает ряд серьезных кризисов и шоков, которые страна испытывает и преодолевает.

Это мировой финансовый кризис 2008 года, истоки которого в ипотечном кризисе в США, впоследствии охватившем мировой финансовый и банковский рынки. Тяжелым последствием для российской экономики стало падение цен на нефть со 140 до 40 долларов за баррель.

Одновременное падение мирового спроса на нефть и увеличение ее добычи, освоение добычи сланцевой нефти в США породили кризис 2014 года, последствием которого стало очередное падение цен на нефть ориентировочно до тех же 40 долларов.

В результате событий на Украине и присоединения Крыма к России по отношению к стране были введены экономические санкции, в результате которых произошло падение курса рубля к иностранным валютам, что вызвало т.н. «импортируемую» инфляцию.

Следующий кризис начался в 2020 году и был вызван эпидемией коронавируса, вызвавшего падение мирового производства и, как следствие, очередное падение цен на нефть, что аналогично упомянутым выше кризисам и является болезненным для российской экономики.

На фоне начала специальной военной операции в России экономические санкции к государству и ее гражданам существенно усилились, получив беспрецедентно масштабный характер.

Выражением экономических последствий кризисных явлений в экономике России является нестабильная динамика ключевых показателей, среди которых особо выделю инвестиции в основной капитал. Так, в сопоставимых ценах падение инвестиций в основной капитал в России отмечалось в 2009 году (86,5% к 2008 г.), 2014 - 2016 годах (98,5%, 89,9%, 99,8% к предыдущим годам), 2020 году (99,9% к 2019 г.).

Неустойчивая динамика инвестиционного развития, вызванная кризисными явлениями, выразилась в том, что уровень инвестиций в основной капитал 2008 года был преодолен в 2017 году (за 9 лет), а к 2023 году увеличился в сопоставимых ценах на 39% к базовому 2008 году.

Тем не менее, назвать санкционное давление на российскую экономику термином «кризис» будет не совсем верным. Мы их уже столько проходили... Динамика ключевых экономических показателей страны и республики положительная и демонстрирует рост. Но, очевидно, что национальная экономика продолжает находиться под влиянием шока, последствия которого будут описаны экономическими историками будущего.

...

Прошедший год стал для нашего региона временем значительных позитивных изменений и достижений. В 2024 году экономика Башкирии выросла на 4,7%, в абсолютных цифрах ВРП составил 2,8 млрд руб. Индекс промышленного производства за 2024 год составил 105,4% к уровню 2023 года. Примечательно, что ключевым драйвером в данной области стало обрабатывающее производство, его индекс — 108,1%.


Р.Ахунов:

Самым убедительным доказательством успешной адаптации российской экономики к санкционному давлению служит динамика макропоказателей.


При всех этих положительных тенденциях подчеркну, что в текущих условиях цифровой показатель роста имеет меньшее значение, чем «качество этого роста».

Экономика главным образом выросла на росте обрабатывающих производств, стимулированных военными расходами и повышенном совокупном спросе домохозяйств, показав свою адаптивность и стойкость к серьезным вызовам, связанным с санкционным давлением. В то же время, на фоне такого внушительного значения роста — по предварительной оценке 4,7% — налицо достаточно сложные структурные, макроэкономические проблемы. Повторюсь, основа роста связана, главным образом, с военными расходами, которые в федеральном бюджете составляют треть всех расходов. Они не обеспечат устойчивости роста экономики в будущем. Нерешенная проблема высокой инфляции ограничит инвестиционные возможности региона, — по крайней мере, в 2025 году мы это увидим.

Полагаю, что в 2025 году экономика региона при сохранении текущих тенденций вырастет на 1–1,5%. Очень многое будет зависеть от вероятной отмены западных санкций, поскольку это вернет рынки сбыта и доступ к технологическому оборудованию, находящемуся сегодня под запретом поставок в страну.

Главное, что может обеспечить экономический рост, — это макроэкономическая предсказуемость и стабильность. Если правила игры в экономике для бизнеса будут понятны, экономика начнет снова кредитоваться и будет более динамично развиваться