Что делать с личными данными уволенных работников и можно ли публиковать «чёрные списки» недобросовестных специалистов? Вопросы далеко не праздные...
Об этом рассказывает Е.В. Колодина, первый заместитель генерального директора ГК "ЦИБИТ"
В процессе работы каждая компания накапливает архив документов, содержащих в том числе данные о сотрудниках, которые больше не трудятся в организации (лицевые счета, свидетельства о браке и рождении детей, приказы и т.п.). При хранении подобной информации важно опираться на нормы законодательства и требования регулирующего органа в сфере защиты ПДн – Роскомнадзора.
В России хранение документов, содержащих персональные данные, регламентируется различными нормативно-правовыми актами:
•Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных»;
•Налоговый кодекс Российской Федерации;
•Трудовой кодекс Российской Федерации;
•Федеральный закон № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».
В соответствии с требованиями закона № 152-ФЗ, компания обязана прекратить хранить и использовать информацию сотрудника после его увольнения – на уничтожение документов отводится один месяц. В Роскомнадзоре отмечают: по истечении этого срока личные дела уволенных работников должны быть перемещены в архив на срок 50 лет (для документов, оформленных до 2003 года, – на 75 лет). При этом на организацию хранения данных в архиве, а также на использование архивных файлов, закон № 152-ФЗ не распространяется.
Следует учитывать, что в некоторых случаях компания может сохранять и использовать персональную информацию уволенного сотрудника без его согласия. Это касается ситуаций, когда:
- Информация нужна для ведения бухгалтерского учёта в соответствии с требованиями Федерального Закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который диктует необходимость сохранения бухгалтерской отчётности в течение не менее 5 лет;
- Информация нужна для соответствия требованиям Налогового Кодекса РФ, в соответствии с которым организация должна хранить сведения, используемые при перечислении, исчислении и удержании налоговых отчислений, не менее 4 лет.
- Информация нужна для выполнения норм Трудового Кодекса РФ, в соответствии с которыми уволенные сотрудники могут после прекращения работы в компании обратиться в бухгалтерию за документами, необходимыми для расчёта пенсионного стажа или каких-либо пособий.
·Размещение «чёрных списков» уволенных работников на сайте компании
Иногда компании размещают на своих ресурсах (сайты, странички в социальных сетях) «чёрные списки» бывших сотрудников, которые были уволены за серьёзные проступки, неисполнение обязанностей, утрату доверия и т.п.
Эксперты ЦИБИТ комментируют: публикация в открытом доступе таких сведений является нарушением требований к работе с персональными данными. В такой ситуации работодатель сообщает личную информацию физического лица третьим лицам, что не соответствует нормам законодательства.
Рецепт от ЦИБИТ:
Чтобы избежать претензий от уволенных сотрудников и штрафов от регулирующих органов, обратитесь в ЦИБИТ за услугой аудита и приведения процессов обработки персональных данных в соответствие требованиям законодательства.
ЦИБИТ: мы помогаем соответствовать требованиям!
___________
Кадровое агентство ЦИБИТ оказывает полный спектр рекрутинговых услуг, помогая компаниям находить талантливых и профессиональных сотрудников, а кандидатам – лучшие предложения о работе.
Услуги кадрового агентства ЦИБИТ:
·Подбор квалифицированных специалистов в области ИТ и информационной безопасности;
·Подбор персонала в соответствии с требованиями Указа Президента РФ № 250 и Приказа Минтруда России № 739н;
·Подбор персонала в соответствии с требованиями ФСБ России и ФСТЭК России;
·Аутсорсинг процесса рекрутмента;
·Проведение профессиональных тестирований, опросов среди сотрудников с предоставлением подробной аналитики;
·Аудит кадров;
·Помощь в сборе рекомендаций по кандидатам;
·Трудоустройство кандидатов.
Контакты:
+7 (495) 792-13-80 • hr@cibit.ru
Об этом рассказывает Е.В. Колодина, первый заместитель генерального директора ГК "ЦИБИТ"
В процессе работы каждая компания накапливает архив документов, содержащих в том числе данные о сотрудниках, которые больше не трудятся в организации (лицевые счета, свидетельства о браке и рождении детей, приказы и т.п.). При хранении подобной информации важно опираться на нормы законодательства и требования регулирующего органа в сфере защиты ПДн – Роскомнадзора.
В России хранение документов, содержащих персональные данные, регламентируется различными нормативно-правовыми актами:
•Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных»;
•Налоговый кодекс Российской Федерации;
•Трудовой кодекс Российской Федерации;
•Федеральный закон № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».
В соответствии с требованиями закона № 152-ФЗ, компания обязана прекратить хранить и использовать информацию сотрудника после его увольнения – на уничтожение документов отводится один месяц. В Роскомнадзоре отмечают: по истечении этого срока личные дела уволенных работников должны быть перемещены в архив на срок 50 лет (для документов, оформленных до 2003 года, – на 75 лет). При этом на организацию хранения данных в архиве, а также на использование архивных файлов, закон № 152-ФЗ не распространяется.
Следует учитывать, что в некоторых случаях компания может сохранять и использовать персональную информацию уволенного сотрудника без его согласия. Это касается ситуаций, когда:
- Информация нужна для ведения бухгалтерского учёта в соответствии с требованиями Федерального Закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который диктует необходимость сохранения бухгалтерской отчётности в течение не менее 5 лет;
- Информация нужна для соответствия требованиям Налогового Кодекса РФ, в соответствии с которым организация должна хранить сведения, используемые при перечислении, исчислении и удержании налоговых отчислений, не менее 4 лет.
- Информация нужна для выполнения норм Трудового Кодекса РФ, в соответствии с которыми уволенные сотрудники могут после прекращения работы в компании обратиться в бухгалтерию за документами, необходимыми для расчёта пенсионного стажа или каких-либо пособий.
·Размещение «чёрных списков» уволенных работников на сайте компании
Иногда компании размещают на своих ресурсах (сайты, странички в социальных сетях) «чёрные списки» бывших сотрудников, которые были уволены за серьёзные проступки, неисполнение обязанностей, утрату доверия и т.п.
Эксперты ЦИБИТ комментируют: публикация в открытом доступе таких сведений является нарушением требований к работе с персональными данными. В такой ситуации работодатель сообщает личную информацию физического лица третьим лицам, что не соответствует нормам законодательства.
Рецепт от ЦИБИТ:
Чтобы избежать претензий от уволенных сотрудников и штрафов от регулирующих органов, обратитесь в ЦИБИТ за услугой аудита и приведения процессов обработки персональных данных в соответствие требованиям законодательства.
ЦИБИТ: мы помогаем соответствовать требованиям!
___________
Кадровое агентство ЦИБИТ оказывает полный спектр рекрутинговых услуг, помогая компаниям находить талантливых и профессиональных сотрудников, а кандидатам – лучшие предложения о работе.
Услуги кадрового агентства ЦИБИТ:
·Подбор квалифицированных специалистов в области ИТ и информационной безопасности;
·Подбор персонала в соответствии с требованиями Указа Президента РФ № 250 и Приказа Минтруда России № 739н;
·Подбор персонала в соответствии с требованиями ФСБ России и ФСТЭК России;
·Аутсорсинг процесса рекрутмента;
·Проведение профессиональных тестирований, опросов среди сотрудников с предоставлением подробной аналитики;
·Аудит кадров;
·Помощь в сборе рекомендаций по кандидатам;
·Трудоустройство кандидатов.
Контакты:
+7 (495) 792-13-80 • hr@cibit.ru