Как известно, еще до ухода на летний перерыв, Государственная Дума РФ приняла Закон о проведении эксперимента по внедрению исламского банкинга в четырех российских регионах — Башкортостане, Дагестане, Татарстане и Чечне. Этот документ прошел и утверждение Федерального Собрания и, после сенаторов - подпись Президента страны.
Кроме юридической составляющей, обратимся к общественной и социальной. Напомню, что законы любой страны определяют нужды и потребности данного общества. Российская Федерация - это многонациональная и многоконфессиональная страна, в которой проживает большое количество мусульманских народов, сохранивших свои традиции и приверженность исламу. Именно к ним в первую очередь и адресована сущность этого юридического документа.
После развала Советского Союза, верующие граждане России (всех без исключения конфессий!) стали активно изучать религию, воплощать ее постулаты в жизнь, практиковать традиционный, завещанный предками образ жизни. В полной мере это относится и к тем людям, кто искренне исповедует Ислам.
Исламские финансовые взаимоотношения — это лишь одна из граней Ислама, которую каждый рядовой мусульманин обязан соблюдать в своей повседневной жизни. Это и многое другое дало толчок развитию финансовых продуктов в рамках исламских правовых норм (Шариата).
На протяжении последних лет в ряде субъектов Российской Федерации был накоплен опыт реализации проектов, основанных на моделях исламского партнерского финансирования. Откровенно скажем – эти попытки носили скорее эпизодический характер, применительно только к отдельным финансовым продуктам, которые можно было хоть как-то «вплести» в действующие законодательные нормы. Целенаправленное развитие этого сегмента финансового рынка столкнулось с проблемами как системности, так и качества его регулирования. В первую очередь потому, что «партнерское финансирование» (именно так, «политически корректно», назывался в тот период исламский банкинг). замедлялось правовыми барьерами. Возникал парадокс - внутренний спрос на партнерские финансовые продукты в рамках Шариата рос с каждым годом, однако реальное (т.е. рыночное, практическое) его предложение было ограничено.
Общество, как и следовало ожидать, не только «созрело» к применению совмещенных с религиозными норм и правил поведения. Одним из стратегических толчков к принятию закона послужили крупномасштабные экономические санкции, которые были введены в отношении Российской Федерации. Экономике стран нужна серьезная и долговременная финансовая подпитка.
Переориентация векторов развития в рамках создающегося, формируемого на наших глазах многополярного мира дали ответ и на этот вопрос. Большинство стран-членов Организации исламского сотрудничества не присоединились к санкциям и могут стать потенциальными инвесторами в российские проекты. Но в том случае, чтобы это происходило на условиях, соответствующих шариату. До последнего времени сдерживающим фактором являлось российское законодательство, которое не регулировало данные механизмы.
Это и стало еще одним основанием для проведения эксперимента по созданию необходимых условий для осуществления деятельности по партнерскому финансированию в отдельных субъектах Российской Федерации. Расширение предложения партнерского финансирования должно способствовать экономическому развитию страны, развитию бизнеса, привлечению зарубежных инвестиций из стран – членов Организации исламского сотрудничества, что особенно актуально в условиях усиливающегося санкционного давления.
Возникает закономерный вопрос о готовности нашего общества к внедрению подобного финансового инструментария. В первую очередь нужно выделить людей, достаточно просвещенных в этом вопросе. Они готовы и ждут, когда начнется практическое применение исламских финансовых услуг.
Что же касается другой (и на сегодня – массовой!) категории людей, то по отношению к ним стоял и, в ближайшее время, неизбежно, объективно будет стоять вопрос об информировании и просвещении, раскрытии преимуществ и недостатков по сравнению с традиционными финансовыми услугами.
Одна из проблем на этом пути - недостаточная прозрачность. Финансовые организации не всегда готовы предоставить полную и прозрачную информацию о своих продуктах и услугах. Это может привести к тому, что люди не знают, как использовать их правильно и насколько они действительно соответствуют шариату. Вторая проблема - это отсутствие в финансовом секторе кадров, разбирающихся в тонкостях финансовых операций в соответствии с шариатом. Менеджер по работе с клиентами (тем более – руководитель такого направления) должен разбираться в тонкостях исламских финансов, чтобы объяснить клиенту достоинства и отличия исламских услуг от традиционных.
Третья проблема - это контроль за исполнением закона. Насколько ЦБ сможет уследить за деятельностью финансовых организаций в рамках шариата и будут ли сами организации контролировать свою деятельность? К примеру, во многих иностранных исламских банках существуют совет исламских богословов, которые являются признанными специалистами именно в области финансов. Они проверяют договора на соответствие с шариатом и выносят постановление о правомерности того или иного вида, а то и конкретной ситуации, в секторе таких услуг. Наличие совета богословов повышает доверие населения к данной организации, да и значительно упрощает ее деятельность.
Роль образования в данном вопросе очень велика. Для того, чтобы практиковать финансовые услуги в рамках шариата, необходимы специалисты, разбирающиеся в тонкостях вопроса как на уровне норм ислама, так и при совмещении их с рыночной практикой. Причем специалист должен знать не только то, что нельзя по исламу, но и должен понимать, как видоизменить предлагаемую банком услугу, чтобы она была дозволенной в рамках шариата. Как следствие, такой специалист должен обладать необходимым уровнем подготовки как в области исламской юриспруденции, так и в области экономики.
В некоторых регионах страны уже применяют программу с глубоким изучением экономики, но она же грешит поверхностным изучением исламских требования и норм Считаю, что данный подход является неправильным. Специалист должен знать тонкости ведения исламских финансовый операций, понимать не только общую картину, но и смысл каждой операции с позиции шариата, ее этические нормы. Только тогда они смогут воплотить исламские финансовые операции в рыночную практику.
Уверен, что исполнение принятого закона (пусть даже в рамках первичного, ограниченного по регионам и времени эксперимента) позволит заложить правовые основы для развития на российском финансовом рынке партнерских инструментов. Это повысит привлекательность нашей страны и ее регионов для инвесторов из мусульманских стран, уделяющих повышенное внимание этическим и религиозным аспектам инвестирования, а также увеличит доступность финансовых услуг для значительной части российских граждан.
Кроме юридической составляющей, обратимся к общественной и социальной. Напомню, что законы любой страны определяют нужды и потребности данного общества. Российская Федерация - это многонациональная и многоконфессиональная страна, в которой проживает большое количество мусульманских народов, сохранивших свои традиции и приверженность исламу. Именно к ним в первую очередь и адресована сущность этого юридического документа.
После развала Советского Союза, верующие граждане России (всех без исключения конфессий!) стали активно изучать религию, воплощать ее постулаты в жизнь, практиковать традиционный, завещанный предками образ жизни. В полной мере это относится и к тем людям, кто искренне исповедует Ислам.
Исламские финансовые взаимоотношения — это лишь одна из граней Ислама, которую каждый рядовой мусульманин обязан соблюдать в своей повседневной жизни. Это и многое другое дало толчок развитию финансовых продуктов в рамках исламских правовых норм (Шариата).
На протяжении последних лет в ряде субъектов Российской Федерации был накоплен опыт реализации проектов, основанных на моделях исламского партнерского финансирования. Откровенно скажем – эти попытки носили скорее эпизодический характер, применительно только к отдельным финансовым продуктам, которые можно было хоть как-то «вплести» в действующие законодательные нормы. Целенаправленное развитие этого сегмента финансового рынка столкнулось с проблемами как системности, так и качества его регулирования. В первую очередь потому, что «партнерское финансирование» (именно так, «политически корректно», назывался в тот период исламский банкинг). замедлялось правовыми барьерами. Возникал парадокс - внутренний спрос на партнерские финансовые продукты в рамках Шариата рос с каждым годом, однако реальное (т.е. рыночное, практическое) его предложение было ограничено.
Общество, как и следовало ожидать, не только «созрело» к применению совмещенных с религиозными норм и правил поведения. Одним из стратегических толчков к принятию закона послужили крупномасштабные экономические санкции, которые были введены в отношении Российской Федерации. Экономике стран нужна серьезная и долговременная финансовая подпитка.
Переориентация векторов развития в рамках создающегося, формируемого на наших глазах многополярного мира дали ответ и на этот вопрос. Большинство стран-членов Организации исламского сотрудничества не присоединились к санкциям и могут стать потенциальными инвесторами в российские проекты. Но в том случае, чтобы это происходило на условиях, соответствующих шариату. До последнего времени сдерживающим фактором являлось российское законодательство, которое не регулировало данные механизмы.
Это и стало еще одним основанием для проведения эксперимента по созданию необходимых условий для осуществления деятельности по партнерскому финансированию в отдельных субъектах Российской Федерации. Расширение предложения партнерского финансирования должно способствовать экономическому развитию страны, развитию бизнеса, привлечению зарубежных инвестиций из стран – членов Организации исламского сотрудничества, что особенно актуально в условиях усиливающегося санкционного давления.
Возникает закономерный вопрос о готовности нашего общества к внедрению подобного финансового инструментария. В первую очередь нужно выделить людей, достаточно просвещенных в этом вопросе. Они готовы и ждут, когда начнется практическое применение исламских финансовых услуг.
Что же касается другой (и на сегодня – массовой!) категории людей, то по отношению к ним стоял и, в ближайшее время, неизбежно, объективно будет стоять вопрос об информировании и просвещении, раскрытии преимуществ и недостатков по сравнению с традиционными финансовыми услугами.
Одна из проблем на этом пути - недостаточная прозрачность. Финансовые организации не всегда готовы предоставить полную и прозрачную информацию о своих продуктах и услугах. Это может привести к тому, что люди не знают, как использовать их правильно и насколько они действительно соответствуют шариату. Вторая проблема - это отсутствие в финансовом секторе кадров, разбирающихся в тонкостях финансовых операций в соответствии с шариатом. Менеджер по работе с клиентами (тем более – руководитель такого направления) должен разбираться в тонкостях исламских финансов, чтобы объяснить клиенту достоинства и отличия исламских услуг от традиционных.
Третья проблема - это контроль за исполнением закона. Насколько ЦБ сможет уследить за деятельностью финансовых организаций в рамках шариата и будут ли сами организации контролировать свою деятельность? К примеру, во многих иностранных исламских банках существуют совет исламских богословов, которые являются признанными специалистами именно в области финансов. Они проверяют договора на соответствие с шариатом и выносят постановление о правомерности того или иного вида, а то и конкретной ситуации, в секторе таких услуг. Наличие совета богословов повышает доверие населения к данной организации, да и значительно упрощает ее деятельность.
Роль образования в данном вопросе очень велика. Для того, чтобы практиковать финансовые услуги в рамках шариата, необходимы специалисты, разбирающиеся в тонкостях вопроса как на уровне норм ислама, так и при совмещении их с рыночной практикой. Причем специалист должен знать не только то, что нельзя по исламу, но и должен понимать, как видоизменить предлагаемую банком услугу, чтобы она была дозволенной в рамках шариата. Как следствие, такой специалист должен обладать необходимым уровнем подготовки как в области исламской юриспруденции, так и в области экономики.
В некоторых регионах страны уже применяют программу с глубоким изучением экономики, но она же грешит поверхностным изучением исламских требования и норм Считаю, что данный подход является неправильным. Специалист должен знать тонкости ведения исламских финансовый операций, понимать не только общую картину, но и смысл каждой операции с позиции шариата, ее этические нормы. Только тогда они смогут воплотить исламские финансовые операции в рыночную практику.
Уверен, что исполнение принятого закона (пусть даже в рамках первичного, ограниченного по регионам и времени эксперимента) позволит заложить правовые основы для развития на российском финансовом рынке партнерских инструментов. Это повысит привлекательность нашей страны и ее регионов для инвесторов из мусульманских стран, уделяющих повышенное внимание этическим и религиозным аспектам инвестирования, а также увеличит доступность финансовых услуг для значительной части российских граждан.