Льготы: «вне игры»?
Вопросы кредитования предприятий МСБ давно уже стали лейтмотивом обсуждения на самых разных уровнях и в самом разном формате. Проблемы и вопросы. Проекты и прогнозы. Особой строкой при этом стоит инвестиционное или иное кредитование, где хоть в какой-то мере применяется термин «льготное...».
Проблема состоит в том, что помощь, предложенная и предусмотренная государством, при ее неудачной реализации может превратить этот «вкусный» термин и, что еще хуже – саму идею - в хождение по мукам. Причем - с непредсказуемым результатом. Почему?
Об этом – генеральный директор АФР «РеФи», член Совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике ТПП РФ Ренат Хилажев.
- В системе инвестиционного и тем более льготного кредитования задействованы как банки, так и целый ряд структур, изначально ориентированных на оказание предметной помощи предприятиям малого и среднего бизнеса. Вопрос лишь в том, кто, как и в какой степени реализует эти программы. Или, если подходить стратегически: как превращают «политическую волю» в волю и решения экономические.
Начнем с информационной новеллы, которая вызвала немалую настороженность среди предпринимателей. По официальной информации Министерства экономического развития РФ, государственные программы поддержки перезапустят уже в марте-апреле. Но фактически на деле будут работать не более трети от ранее утвержденных программ. С учетом ограниченности бюджета по субсидированию процентных ставок и из-за высокой ключевой ставки, перезапускают льготные программы кредитования, связанные с реализацией инвестиционных проектов и программы поддержки технологических компаний. Также запускаются новые отраслевые, узкоспециализированные государственные программы поддержки и программы поддержки бизнеса на «приграничных и новых территориях».
Необходимо отметить, что льготные инвестиционные кредиты запускаются только в рамках одной совмещенной программы «1764+ПСК». Соответственно, это существенно снижает возможности бизнеса к обращению за данной мерой поддержки.
До июля 2024 года пониженную ставку на реализацию инвестиционного проекта могла получить практически любая компания, соответствующая программам «1764» и/или «ПСК».
Теперь же, в рамках совмещенной программы «1764+ПСК» — только работающая в пяти сферах и при сумме финансирования от 50 млн. руб. «В них входят: обрабатывающее производство, логистика, туризм, наука и IT. Это нужно, чтобы поддержать самые приоритетные отрасли и построить «экономику предложения», - говорится в сообщении министерства.
По обновленной совмещенной программе «1764+ПСК» компании смогут получить кредит по ставке ЦБ минус 3,5%. То есть, по факту на сегодня, при действующей ключевой ставке, она составила бы 17,5% годовых при средних ставках для МСП без льгот - более 30% годовых.
В пяти перечисленных отраслях зарегистрировано 743 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса, тогда как всего в России работает порядка 6,6 млн таких компаний. То есть теперь программа поддержки охватит лишь 11% от всего сектора. С учетом критерия минимального объема финансирования от 50 млн. рублей, по финансовым показателям льготный кредит получат единицы.
При этом сократится не только охват субъектов МСП, но и сам объем поддержки — до 100 млрд рублей в 2025 году, с не понятной перспективой в последующие годы. Для сравнения, благодаря льготной кредитной программе «1764» за шесть лет нацпроекта по поддержке МСП (2019–2024) было предоставлено кредитов почти на 4,7 трлн рублей.
С общеэкономической точки зрения ситуация понятна и вполне прогнозируема. Бюджет страны уже тратит огромные средства на обслуживание ранее выданных льготных кредитов. «Новых» денег в бюджете пока нет: отсюда и такие жесткие ограничительные меры. Даже не столько ограничительные, сколько ориентированные по-новому.
Но при всем этом понимании и переориентации, нужно понимать и другое: практически у всех предприятий сейчас возникли проблемы с оборотными средствами. Задержки платежей тоже, в основном, исходят из бюджетного сектора. Как следствие: нарастает цепочка неплатежей, которая по закону обратной связи превращается в «цепочку» по всей экономике.
Да, оборонный сектор сейчас буквально на взлете, но переток средств, заказов, технологий и реальных бизнес-проектов из оборонки в другие отрасли – процесс не быстрый. Вывод прост: нужно именно сейчас, а не «потом», принимать меры к сохранению сегмента бизнеса, который не связан с определенными выше пятью секторами.
Надежда на банки, которые станут практическими проводниками нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика», вызывает некоторые сомнения... Дело в том, что наша практика и практика наших клиентов, партнеров показала значительные перекосы еще на стадии реализации предыдущих льготных программ, в том числе такой ранее популярной, как «1764».
Технологии ФРП предполагают тщательный анализ предлагаемого проекта, который занимает в лучшем случае несколько месяцев, а зачастую может длиться до года!
Одна из ключевых проблем заключалась в том, что заинтересованные в льготном кредитовании предприятия пытались работать последовательно. Сначала они отрабатывали свой проект с помощью ресурсов Фонда развития промышленности, а лишь потом – обращались в ту или иную кредитную организацию. Даже если не затрагивать вопрос о стоимости работы с проектом со стороны Фонда - 1-2 млн. рублей, что по себе важно, нужно понимать другое. Фактор времени! Технологии ФРП предполагают тщательный анализ предлагаемого проекта, который занимает в лучшем случае несколько месяцев, а зачастую может длиться до года!
Возникала неоправданная эйфория у руководства предприятия-заявителя: ФРП наконец-то дал аргументированное "добро", поддержал проект, но… Но при обращении в банк все остановилось. Чувство близкой победы оказалось преждевременным.
Дело в том, что наличие в продуктовой линейке банка строчки о предоставлении льготных или инвестиционных кредитов — это декларация. Оферта, которая вовсе не гарантирует положительный результат при обращении за кредитом, тем более - льготным. Простейший пример из жизни - все та же льготная ипотека. Де-юре она есть, а по факту большинство граждан наталкиваются на отказ. Это - граждане, при ипотечном кредитовании которых основанием является надежный залог в виде недвижимости. А бизнес? Тем более - инвестиционный, высокотехнологический, в сути программ или проектов которого банковские специалисты не разбираются? Они смотрят не на описание проекта, а на цифры. Вчерашние и перспективные...
Именно поэтому уже названное нами волшебное слово "оферта" на деле превращается в частокол дополнительных условий. Условий, которые выгодны именно банку. Дополнительные продукты. Зарплатные проекты. Страхование... Если ничего этого в данном банке у потенциального клиента нет, ему не дадут даже простейшую, казалось бы, инвестиционную банковскую гарантию для льготного займа ФРП. Почему? А просто потому, что клиент не интересен банку!
В рамках проведения международной конференции "Инвестиции в реальный сектор экономики как фактор финансового суверенитета России" (Уфа, ноябрь 2024 г.) мы уже говорили о том, что банки перешли к процедурам оценки клиентов на основании всевозможных автоматизированных скорингов. Следствием стало то, что даже прозрачные бизнесы начали испытывать проблемы в привлечении финансирования.
Подавая заявку самостоятельно, они зачастую получают или немотивированные отказы, или маленький лимит и (или) невыгодные условия. Предприниматели перестали понимать: каким требованиям нужно соответствовать, чтобы получить положительное решение.
Парадокс, но зачастую даже «идеальный клиент» чуть ли не автоматически получает отказ. Программы скорингов и прочих андеррайтингов в реальном бизнесе не разбираются: они проверяют «бумажки» и «цифирки». Чуть что не так – отказ. Предприниматель исправил – но снова отказ! И так по кругу: дескать, представленные документы или основания не соответствуют формальным требованиям финансовых организаций.
Предприниматели перестали понимать: каким требованиям нужно соответствовать, чтобы получить положительное решение.
Это происходит даже для идеальных (повторимся) клиентов. А если речь идет о куда более сложном процессе, таком, как предоставление обоснованных льгот? Ситуация зачастую усложняется на порядок!
Нет смысла однозначно критиковать банки – у них свои задачи, свой подход к проблеме и свои технологии решения вопросов. Вывод предельно прост: нужно параллельно работать не только с ФРП, но и на перспективное обращение в банк. Надежнее, конечно, с привязкой к конкретному сегменту: МСП Банк , РСХБ, Промсвязьбанк, Новикомбанк и так далее.
Но самое главное, независимо от "сегментации", надо сделать свое предприятие, свой бизнес привлекательным именно для тех, кто реально дает деньги – то есть для банка.
Нет необходимости напоминать, как предыдущие льготные или инвестиционные программы превращались в реализацию «внутренних» портфелей банков. Они перекредитовывали по наиболее выгодным условиям тех, кто уже был среди проверенных клиентов. Те же, кто пытался зайти как новичок, со стороны – получали аккуратно и грамотно мотивированные, но все-таки - отказы. Иной раз и без мотивировок, давать которые банки вовсе не обязаны...
По сути дела, если мы говорим о стратегии развития бизнеса и практических работающих предприятий – т.н. "финансовый зонтик" вместо расширения спектра или числа клиентов превращался в льготы «для своих». Да, «свои» - это хорошие и надежные предприятия, которые доказали и показали себя перед банком, но.. Но остальным-то расти тоже надо! Выхолащивалась сама суть идеи!
Нововведения явно усложнят доступ предприятий не только ко льготным программам, но и к другим видам привлечения финансов. Реальный сектор по факту на сегодня, с учетом действующей ключевой ставки ЦБ и тех условий, которые диктуются банками, не формирует рентабельность, которая бы обеспечивала хотя бы 30% годовых.
Складывается некая негативная картина? Между тем, наш опыт убедительно доказал: даже самые сложные финансовые вопросы можно и нужно решать. Реальное взаимодействие между государственными структурами, бюджетом и бизнесом требует иной раз буквально ручного управления. Как на уровне государства, региона, так и на уровне отдельно взятого предприятия. В законном поле, с привлечением специалистов, которые знают всю практическую "кухню" кредитных организаций и ставят целью не получить комиссию от клиента, а реально обеспечить решение его вопросов.
При таком подходе - параллельности решений и опоры на специалистов - даже самая сложная льготная программа не останется "вне игры", а сыграет в интересах бизнеса.
Вопросы кредитования предприятий МСБ давно уже стали лейтмотивом обсуждения на самых разных уровнях и в самом разном формате. Проблемы и вопросы. Проекты и прогнозы. Особой строкой при этом стоит инвестиционное или иное кредитование, где хоть в какой-то мере применяется термин «льготное...».
Проблема состоит в том, что помощь, предложенная и предусмотренная государством, при ее неудачной реализации может превратить этот «вкусный» термин и, что еще хуже – саму идею - в хождение по мукам. Причем - с непредсказуемым результатом. Почему?
Об этом – генеральный директор АФР «РеФи», член Совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике ТПП РФ Ренат Хилажев.
- В системе инвестиционного и тем более льготного кредитования задействованы как банки, так и целый ряд структур, изначально ориентированных на оказание предметной помощи предприятиям малого и среднего бизнеса. Вопрос лишь в том, кто, как и в какой степени реализует эти программы. Или, если подходить стратегически: как превращают «политическую волю» в волю и решения экономические.
Начнем с информационной новеллы, которая вызвала немалую настороженность среди предпринимателей. По официальной информации Министерства экономического развития РФ, государственные программы поддержки перезапустят уже в марте-апреле. Но фактически на деле будут работать не более трети от ранее утвержденных программ. С учетом ограниченности бюджета по субсидированию процентных ставок и из-за высокой ключевой ставки, перезапускают льготные программы кредитования, связанные с реализацией инвестиционных проектов и программы поддержки технологических компаний. Также запускаются новые отраслевые, узкоспециализированные государственные программы поддержки и программы поддержки бизнеса на «приграничных и новых территориях».
Необходимо отметить, что льготные инвестиционные кредиты запускаются только в рамках одной совмещенной программы «1764+ПСК». Соответственно, это существенно снижает возможности бизнеса к обращению за данной мерой поддержки.
До июля 2024 года пониженную ставку на реализацию инвестиционного проекта могла получить практически любая компания, соответствующая программам «1764» и/или «ПСК».
Теперь же, в рамках совмещенной программы «1764+ПСК» — только работающая в пяти сферах и при сумме финансирования от 50 млн. руб. «В них входят: обрабатывающее производство, логистика, туризм, наука и IT. Это нужно, чтобы поддержать самые приоритетные отрасли и построить «экономику предложения», - говорится в сообщении министерства.
По обновленной совмещенной программе «1764+ПСК» компании смогут получить кредит по ставке ЦБ минус 3,5%. То есть, по факту на сегодня, при действующей ключевой ставке, она составила бы 17,5% годовых при средних ставках для МСП без льгот - более 30% годовых.
В пяти перечисленных отраслях зарегистрировано 743 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса, тогда как всего в России работает порядка 6,6 млн таких компаний. То есть теперь программа поддержки охватит лишь 11% от всего сектора. С учетом критерия минимального объема финансирования от 50 млн. рублей, по финансовым показателям льготный кредит получат единицы.
При этом сократится не только охват субъектов МСП, но и сам объем поддержки — до 100 млрд рублей в 2025 году, с не понятной перспективой в последующие годы. Для сравнения, благодаря льготной кредитной программе «1764» за шесть лет нацпроекта по поддержке МСП (2019–2024) было предоставлено кредитов почти на 4,7 трлн рублей.
С общеэкономической точки зрения ситуация понятна и вполне прогнозируема. Бюджет страны уже тратит огромные средства на обслуживание ранее выданных льготных кредитов. «Новых» денег в бюджете пока нет: отсюда и такие жесткие ограничительные меры. Даже не столько ограничительные, сколько ориентированные по-новому.
Но при всем этом понимании и переориентации, нужно понимать и другое: практически у всех предприятий сейчас возникли проблемы с оборотными средствами. Задержки платежей тоже, в основном, исходят из бюджетного сектора. Как следствие: нарастает цепочка неплатежей, которая по закону обратной связи превращается в «цепочку» по всей экономике.
Да, оборонный сектор сейчас буквально на взлете, но переток средств, заказов, технологий и реальных бизнес-проектов из оборонки в другие отрасли – процесс не быстрый. Вывод прост: нужно именно сейчас, а не «потом», принимать меры к сохранению сегмента бизнеса, который не связан с определенными выше пятью секторами.
Надежда на банки, которые станут практическими проводниками нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика», вызывает некоторые сомнения... Дело в том, что наша практика и практика наших клиентов, партнеров показала значительные перекосы еще на стадии реализации предыдущих льготных программ, в том числе такой ранее популярной, как «1764».
Технологии ФРП предполагают тщательный анализ предлагаемого проекта, который занимает в лучшем случае несколько месяцев, а зачастую может длиться до года!
Одна из ключевых проблем заключалась в том, что заинтересованные в льготном кредитовании предприятия пытались работать последовательно. Сначала они отрабатывали свой проект с помощью ресурсов Фонда развития промышленности, а лишь потом – обращались в ту или иную кредитную организацию. Даже если не затрагивать вопрос о стоимости работы с проектом со стороны Фонда - 1-2 млн. рублей, что по себе важно, нужно понимать другое. Фактор времени! Технологии ФРП предполагают тщательный анализ предлагаемого проекта, который занимает в лучшем случае несколько месяцев, а зачастую может длиться до года!
Возникала неоправданная эйфория у руководства предприятия-заявителя: ФРП наконец-то дал аргументированное "добро", поддержал проект, но… Но при обращении в банк все остановилось. Чувство близкой победы оказалось преждевременным.
Дело в том, что наличие в продуктовой линейке банка строчки о предоставлении льготных или инвестиционных кредитов — это декларация. Оферта, которая вовсе не гарантирует положительный результат при обращении за кредитом, тем более - льготным. Простейший пример из жизни - все та же льготная ипотека. Де-юре она есть, а по факту большинство граждан наталкиваются на отказ. Это - граждане, при ипотечном кредитовании которых основанием является надежный залог в виде недвижимости. А бизнес? Тем более - инвестиционный, высокотехнологический, в сути программ или проектов которого банковские специалисты не разбираются? Они смотрят не на описание проекта, а на цифры. Вчерашние и перспективные...
Именно поэтому уже названное нами волшебное слово "оферта" на деле превращается в частокол дополнительных условий. Условий, которые выгодны именно банку. Дополнительные продукты. Зарплатные проекты. Страхование... Если ничего этого в данном банке у потенциального клиента нет, ему не дадут даже простейшую, казалось бы, инвестиционную банковскую гарантию для льготного займа ФРП. Почему? А просто потому, что клиент не интересен банку!
В рамках проведения международной конференции "Инвестиции в реальный сектор экономики как фактор финансового суверенитета России" (Уфа, ноябрь 2024 г.) мы уже говорили о том, что банки перешли к процедурам оценки клиентов на основании всевозможных автоматизированных скорингов. Следствием стало то, что даже прозрачные бизнесы начали испытывать проблемы в привлечении финансирования.
Подавая заявку самостоятельно, они зачастую получают или немотивированные отказы, или маленький лимит и (или) невыгодные условия. Предприниматели перестали понимать: каким требованиям нужно соответствовать, чтобы получить положительное решение.
Парадокс, но зачастую даже «идеальный клиент» чуть ли не автоматически получает отказ. Программы скорингов и прочих андеррайтингов в реальном бизнесе не разбираются: они проверяют «бумажки» и «цифирки». Чуть что не так – отказ. Предприниматель исправил – но снова отказ! И так по кругу: дескать, представленные документы или основания не соответствуют формальным требованиям финансовых организаций.
Предприниматели перестали понимать: каким требованиям нужно соответствовать, чтобы получить положительное решение.
Это происходит даже для идеальных (повторимся) клиентов. А если речь идет о куда более сложном процессе, таком, как предоставление обоснованных льгот? Ситуация зачастую усложняется на порядок!
Нет смысла однозначно критиковать банки – у них свои задачи, свой подход к проблеме и свои технологии решения вопросов. Вывод предельно прост: нужно параллельно работать не только с ФРП, но и на перспективное обращение в банк. Надежнее, конечно, с привязкой к конкретному сегменту: МСП Банк , РСХБ, Промсвязьбанк, Новикомбанк и так далее.
Но самое главное, независимо от "сегментации", надо сделать свое предприятие, свой бизнес привлекательным именно для тех, кто реально дает деньги – то есть для банка.
Нет необходимости напоминать, как предыдущие льготные или инвестиционные программы превращались в реализацию «внутренних» портфелей банков. Они перекредитовывали по наиболее выгодным условиям тех, кто уже был среди проверенных клиентов. Те же, кто пытался зайти как новичок, со стороны – получали аккуратно и грамотно мотивированные, но все-таки - отказы. Иной раз и без мотивировок, давать которые банки вовсе не обязаны...
По сути дела, если мы говорим о стратегии развития бизнеса и практических работающих предприятий – т.н. "финансовый зонтик" вместо расширения спектра или числа клиентов превращался в льготы «для своих». Да, «свои» - это хорошие и надежные предприятия, которые доказали и показали себя перед банком, но.. Но остальным-то расти тоже надо! Выхолащивалась сама суть идеи!
Нововведения явно усложнят доступ предприятий не только ко льготным программам, но и к другим видам привлечения финансов. Реальный сектор по факту на сегодня, с учетом действующей ключевой ставки ЦБ и тех условий, которые диктуются банками, не формирует рентабельность, которая бы обеспечивала хотя бы 30% годовых.
Складывается некая негативная картина? Между тем, наш опыт убедительно доказал: даже самые сложные финансовые вопросы можно и нужно решать. Реальное взаимодействие между государственными структурами, бюджетом и бизнесом требует иной раз буквально ручного управления. Как на уровне государства, региона, так и на уровне отдельно взятого предприятия. В законном поле, с привлечением специалистов, которые знают всю практическую "кухню" кредитных организаций и ставят целью не получить комиссию от клиента, а реально обеспечить решение его вопросов.
При таком подходе - параллельности решений и опоры на специалистов - даже самая сложная льготная программа не останется "вне игры", а сыграет в интересах бизнеса.