Ассоциация кредитных и финансовых
организаций республики Башкортостан

 
Наши авторы

Мудараба – долгий путь признания

Строки из информационных потоков: «…Госдума приняла закон о проведении эксперимента по внедрению исламского банкинга в четырех российских регионах — Башкортостане, Дагестане, Татарстане и Чечне».
Новость постепенно ушла вниз по лентам агентств и СМИ, однако в среде финансистов она остается среди наиболее актуальных. В первую очередь – из-за сложности предстоящего пути.

А начинался он очень и очень непросто, чему я был не только свидетелем, но и непосредственным участником. Вот небольшая ретроспектива тех проблем, с которыми нам с коллегами-финансистами пришлось столкнуться.

Конечно, речь следует вести не только и не столько о вынесенном в наш заголовок принципе «мудараба». Просто он наиболее ярко выражает базовую основу исламских финансов – отсутствие процентной ставки и справедливое распределение не только прибыли, но и убытков. Казалось бы – все понятно, легко и просто. Однако хоть в древнем римском праве, хоть в нынешнем европейском и (или) российском все это наталкивается на принцип платности денежных средств… Прибыль хотят все, а риски делить никто не хочет. Куда ни кинь – сплошной харам! Именно поэтому законодателями сейчас особо оговорено, что при совершении сделок ее участники не вправе устанавливать вознаграждение, выраженное в виде процентной ставки.

Впрочем, это пока важные, но только детали. Вернемся на несколько лет назад.

Самые первые в нашей республике опыты по внедрению "партнерского финансирования" – это т.н. "исламская карта" периода активной работы АФ банка. Новизна не пошла... Карты выдали, но результативность оказалась значительно ниже ожиданий - как по количеству клиентов, так и по степени их реального использования. Затем был более масштабный шаг: формирование и открытие целого "исламского окна" на правах специализированного банковского подразделения. Тот же результат - торжественное открытие, большие ожидания, вроде бы правильные расчеты, но затем - довольно быстрое прекращение деятельности.

В чем же была коренная причина такого медленного и "неуверенного" внедрения исламских финансовых продуктов и инструментов? Дело ведь не только в законах и принципах финансового регулирования… На наш взгляд, одной из причин была незрелость общества. В вопросах исламского банкинга на профессиональном уровне разбирались буквально единицы. Играла свою роль и незрелость потенциальной клиентуры: за красивым словом не видели реальных финансовых возможностей.

…Времена изменились: сейчас жизнь по шариату для многих уже не мода. Не показной ислам (ношение хиджаба еще не есть истинная вера!), а следование его нормам и правилам стали образом жизни. Что уж далеко ходить: раньше в той же мечети «Ляля Тюльпан» было занято несколько первых рядов - в основном старики и лишь кое-где вкраплениями молодежь. А теперь по праздникам зайти внутрь вообще нереально: хорошо, если на улице место найдется... и большинство именно молодежь. Это и послужило одним из движущих факторов возвращения общества и государства к вопросу исламского банкинга.

Но это сейчас. А на заре попыток внедрения партнерского финансирования (даже термин «исламский» банкинг в силу ряда политических причин предпочитали не использовать!) жестко действовали экономические реалии. Отсутствие ДДД, (длинных дешевых денег), которые можно было расценить именно как фондирование этого сектора, изначально ставило предлагаемые продукты в неконкурентную позицию.

Скоринг если и был, то только "ручной". Как следствие - нарастали проблемы финансовой безопасности. Они были не только в плане отсутствия массовой базы данных и дырявых кредитных историй... До формирования федеральной системы было еще далеко, а региональные БКИ с задачей объективно не справлялись. Даже классические банки буквально «захлебывались» в вопросах коммерческой безопасности. Что уж тогда говорить о принципиально новом инструменте! Кроме того, не были отработаны технологические алгоритмы и вопросы кредитных рисков. Отсутствие деловой, рыночной практики заставляло идти буквально наощупь, а потенциальная клиентская база ограничивалась личной телефонной книжной и визитницей!

Были опасения по "чистоте" продуктов и услуг. Сказать или написать "Халяль" - не проблема... Проблема в том, чтобы это соответствовало действительности. Ограничений-то множество! Финансовые структуры, которые оказывают услуги по правилам шариата, должны действовать с одобрения совета муфтиев, «нивелируя» потенциальные разногласия религиозных и законодательных норм. Этот ресурс был задействован весьма слабо. Между тем, авторитет наших муфтиев неоспорим – недаром же императрица Екатерина Великая распорядилась создать Центральное духовное управление мусульман России именно в Уфе. С тех пор наши богословы были и остаются в числе самых авторитетных во всех вопросах шариата, включая их финансовый аспект.

Проще говоря – «пионерам» внедрения исламского банкинга пришлось очень непросто. Но они проложили дорогу тому процессу, который и начался сейчас.

Что происходит по факту «на сегодня»? Обратим внимание на то, что даже при активной востребованности рынком и обществом исламского банкинга, законодательная реализация проекта двигается медленно и со скрипом. Предварительные разговоры, попытки отдельных инициатив и "локальных акций" шли еще до 2020-2021 г.г., Законопроект об исламском банкинге был внесен в Госдуму только в сентябре 2022 года. Изначально предполагалась, что эксперимент стартует с февраля 2023 года, теперь сроки перенесли на сентябрь.

Комментарии, которыми после принятия закона изобиловали даже профильные СМИ, грешили чисто внешними признаками нововведений. Например, больше всего зациклились на требованиях к минимальному капиталу участников эксперимента. Но не в цифрах же дело, а в сути проекта! В детали же, то есть "тонкости" процесса, никто особо и не вдается. Или не знают, или ждут разъяснений: в чем-то от регулятора, в чем-то – от реальных экспертов. А тонкостей, уж поверьте, будет немало.

…Стратегическая причина возрождения партнерского финансирования понятна - запад закрылся, реальные ДДД, потенциально доступные для нашей экономики - только в исламском мире.

Наложение стратегической необходимости для страны в целом и реальный для многих сограждан новый образа жизни означают, что идея и практика исламского банкинга обязательно станет одной из норм грамотного финансового поведения.

Путь к мудараба был непростым и неблизким. Он еще до конца не пройден – но это объективная необходимость, которая, на наш взгляд, обречена на успех.