Слово коллег

7 шагов к слову "комиссар"

Рынок страховых услуг насколько традиционный и уже во многом привычный, настолько же и сложный. Не вдаваясь глубоко в историю, обратим внимание на «день сегодняшний». Причем в таком его непростом сегменте, как автострахование.

Мы уже поднимали эту тему в первом материале «Миссия - комиссия?» (https://akforb.su/tpost/3jkool4361-missiya-komissiya), заострив внимание на проблемах, поднятых общественниками в лице руководителя АНО «Центр профилактики ДТП» А.А.Комарова.

Следствием его активности стало не просто заседание Экспертного совета при Комитете Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан по бюджетной, налоговой, инвестиционной политике и имущественным отношениям. Предметная дискуссия состоялась по вопросу правового регулирования деятельности «аварийных комиссаров». О факте мероприятия и поднятых там базовых проблемах мы уже говорили, а сейчас нам важнее понять результаты этого обсуждения.

Открывая заседание, председатель Экспертного совета, Р.Р.Ахунов напомнил, что тема заседания – правовое регулирование деятельности аварийных комиссаров.

- Республика Башкортостан входит в десятку по количеству самостоятельно оформленных европротоколов в 2024 году. В тройке лидеров – Москва, Московская и Новосибирская области. При этом необходимо констатировать, что до сих пор есть много проблем, связанных с деятельностью аварийных комиссаров и ситуациями, возникающими при дорожно-транспортных происшествиях.

Но дело не только в «европротоколах» как одной из современных форм подготовки документов. Проблема значительно шире – об этом сказал заместитель начальника Управления ГИБДД МВД по Республике Башкортостан, подполковник полиции Идрисов Э.А..

- Да, штатного персонала зачастую не хватает для того, чтобы мгновенно (как хотелось бы гражданам – участникам дорожного движения) реагировать на происшествие. Тем более, что любое происшествие имеет свои параметры по степени тяжести. Если кто-то где-то слегка поцарапал бампер или получил трещину на катафоте – это вовсе не основание ждать приезда сотрудников ГИБДД в первую очередь.

Этого же мнения придерживается и командир полка ДПС Линник С.С.: - Успеть всегда и везде просто физически невозможно. Это касается как столицы нашей республики, так и происшествий, которые происходят в районах. Поэтому участие аварийных комиссаров мы, безусловно, приветствуем, но... Очень большое «НО» - далеко не все из них реально готовы и могут помочь гражданам разрешить сложившуюся ситуацию.

Начальник правового управления Администрации Уфы Сафин В.Н. сразу подчеркнул, что проблема взаимодействия граждан в системе автострахования напрямую к ведению администрации города не относится. - Образно говоря, - сказал он - проблемы с дорожным покрытием и его своевременным ремонтом – да, наша сфера ответственности. Опыт показал, что есть случаи, когда граждане требуют страховку с таким ощущением, будто машина повредилась не на выбоине, а попала под артиллерийский обстрел... Но это несколько иная тема. Что же касается транспортных происшествий – это вне пределов нашей компетенции.

Начальник отдела защиты прав потребителей на рынке услуг и непродовольственных товаров республиканского Управления Роспотребнадзора РФ Шамсиярова Э.Г. заострила внимание на том, что за прошедший год число жалоб от граждан по поводу работы аварийных комиссаров составило 25 обращений. Главное в них – это возникновение сложностей по выплате страхового возмещения из-за неправильно составленных европротоколов. Кто и как их оформлял, в чем ошибки и как их затем исправить?

И вот тут мы вновь вернулись к изначальной, стержневой проблеме. Кто такой «аварийный комиссар»? Слово красивое, надежды большие, а на деле?

А на деле выходит, что понятие – с точки зрения закона – скорее «виртуальное». Частично оно определено в «Стратегии развития страховой деятельности Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 22.07.2013 N 1293-р). Там сказано, что «аварийный комиссар - специалист, привлекаемый для оценки ущерба и урегулирования убытков». Но конкретики в это понятии все-таки нет! Для того, чтобы привести его в реальность и практику, требуется вмешательство законодателей. Именно это и подчеркнули директор филиала в Республике Башкортостан «РЕСО-Гарантия» Рябова Е.Б., и представитель Уфимского филиала АО «СОГАЗ» Шакирова Г.Н.

Соглашаясь с основным докладчиком А.А.Комаровым и выступавшими в прениях, члены Экспертного совета приняли такие рекомендации:

1. Создать рабочую группу при Государственном Собрании – Курултае Республики Башкортостан по регулированию ситуаций, возникающих при оформлении протокола ДТП без участия сотрудников ГИБДД;

2. Законодательно закрепить статус аварийного комиссара и разработать соответствующий законопроект регионального уровня и/или выступить с законодательной инициативой в Федеральное Собрание Российской Федерации.

3. Рекомендовать образовательным центрам разработку соответствующих программ по подготовке аварийных комиссаров. Кроме этого, рекомендовать внесение изменений в существующие программы обучения правилам дорожного движения в части положений по оформлению «европротоколов».

4. Рассмотреть возможность организации некоммерческого партнерства, объединяющего страховщиков, аварийных комиссаров и иных заинтересованных лиц для разработки соответствующего регламента – стандарта деятельности участников рынка.

5. Предложить исполнительным органам государственной власти разработку временного реестра аварийных комиссаров, носящего рекомендательный характер до соответствующего регулирования деятельности аварийных комиссаров.

6. Органам исполнительной власти с участием с участием заинтересованных сторон рассмотреть возможность разработки информационных материалов для автолюбителей, касающихся деятельности аварийных комиссаров и оформления протоколов о дорожно-транспортном происшествии, для последующего размещения в СМИ.

7. Рекомендовать заключение соглашения между Управлением ГИБДД и объединением аварийных комиссаров по взаимодействию в вопросах регулирования ситуаций по оформлению «европротоколов» при ДТП.

...

Итак, семь рекомендованных шагов. Каждый из которых важен и сложен по-своему. Что будет на этом пути – покажет время. Столь важную тему никто без внимания не оставит: ни законодатели, ни общественность, ни граждане.