Госдума приняла в третьем чтении закон о повышении штрафов для банков вдвое за недобросовестную рекламу кредитов и о введении таких штрафов для микрофинансовых организаций (МФО). Речь идет о рекламе, содержащей информацию о процентных ставках без указания диапазона значений полной стоимости потребительского кредита. К тому же, законопроект устанавливает штрафы за спам. Текст законопроекта опубликован на сайте Госдумы. В частности, закон устанавливает штраф за распространение банком или МФО рекламы кредита или микрозайма, содержащей хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, без указания всех остальных условий, определяющих полную стоимость займа. Штраф для должностных лиц составит от 40 тысяч до 100 тысяч рублей, для юридических лиц — от 600 тысяч до 1 млн. Ранее штрафы составляли от 20 тысяч до 50 тысяч рублей — для должностных лиц и от 300 тысяч до 800 тысяч рублей — для юридических лиц. Кроме того, в КоАП ввели новый вид штрафа: «нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи». Речь идет о спам-звонках и рассылках на почту и смс, на которую не было получено разрешение гражданина, следует из пояснительной записки к документу. «Вместе с тем согласие абонента на получение от конкретного лица информации справочного характера, например, о прогнозе погоды, курсах обмена валют, не может быть истолковано как согласие на получение от этого лица рекламы», — говорится в записке. Нарушение повлечет штрафы: для граждан — от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, для должностных лиц — от 20 тысяч до 100 тысяч рублей, для юридических лиц — от 300 тысяч до 1 млн рублей.
ФАС России и ее территориальные органы выявили 4353 нарушения закона о рекламе в 2023 году: 31% составили нарушения в рекламе, распространяемой по сетям электросвязи без согласия абонента; более 16% нарушений было выявлено в рекламе финансовых услуг; по 9% всех нарушений составляют недостоверная реклама и реклама, вводящая в заблуждение. В прошлом году служба возбудила 3383 дела по признакам нарушения рекламного законодательства. По результатам рассмотрения дел ведомство вынесло 2597 постановлений о наложении штрафа.