Слово коллег

Бизнес-процессы как инструмент для развития

На определённом этапе развития каждого бизнеса наступает момент, когда необходимо совершенствовать рабочие процессы и их цепочки, оптимизировать затрачиваемые в этих процессах ресурсы и продумывать чёткую последовательность действий и шагов. Такая внутренняя работа становится точкой роста и необходимым условием для движения вперёд. Инструмент для реализации подобных задач – бизнес-процессы.

В соответствии с общепринятым в экономической теории определением, бизнес-процесс – это «совокупность взаимосвязанных мероприятий или работ, направленных на создание определённого продукта или услуги для потребителей». При этом в разных источниках можно найти интересные и важные нюансы дефиниции бизнес-процесса. Например, некоторые эксперты делают акцент на том, что бизнес-процесс – это многократно повторяющаяся последовательность действий, которая направлена на создание продукта, представляющего ценность для целевой аудитории.

Бизнес-процессы являются важнейшим ресурсом и одной из ключевых организационных систем для предприятия. С их помощью можно сделать работу каждого сотрудника максимально эффективной и при этом исключить неоптимальное использование рабочих ресурсов.

В «ЦИБИТ» такие бизнес-процессы разработаны и внедрены для всех подразделений и для всех направлений деятельности группы компаний. Это один из первых пунктов, с которым знакомятся новые сотрудники при трудоустройстве

Для того, чтобы разработать и внедрить бизнес-процессы, нужно понимать, к какому виду отнести ту или иную совокупность повторяющихся действий работников.

Существует три типа бизнес-процессов:

· Основные (операционные). Эти бизнес-процессы описывают обслуживание клиентов, от первого контакта до полного завершения сделки.

Ø Пример такого процесса от «ЦИБИТ» - обучение слушателя в учебном центре «ЦИБИТ». Бизнес-процесс описывает весь алгоритм работы с клиентом от поступления заявки до выдачи диплома/удостоверения по завершении обучения.

· Поддерживающие (сервисные). Этот тип бизнес-процессов описывает работу внутренних подразделений: бухгалтерии, HR-отдела и т.п.

Ø Пример такого универсального бизнес-процесса – подбор и трудоустройство нового сотрудника.

· Управленческие. Такие бизнес-процессы разрабатываются для реализации стратегии развития компании.

Ø Пример такого бизнес-процесса – мотивационная программа для сотрудников.

При формировании бизнес-процессов эксперты кадрового агентства «ЦИБИТ» рекомендуют учитывать несколько принципов, которые позволят сделать этот инструмент действительно эффективным и полезным:

- Бизнес-процесс может состоять из нескольких/многих подпроцессов или процедур;

- Бизнес-процессы должны быть разработаны таким образом, чтобы исключать необязательные и лишние активности/действия/шаги;

- Бизнес-процесс следует не только прописать, но и изобразить в виде графической блок-схемы. Структурированная визуализация способствует лучшему восприятию процесса сотрудниками компании.

Отметим, что помимо функций оптимизации и повышения эффективности работы организации, сформированные и описанные бизнес-процессы позволяют решать и такие задачи, как глубокое исследование бизнеса и выявление слабых мест, требующих внимания и доработки. Кроме того, наличие бизнес-процессов способствует быстрой адаптации новых сотрудников в коллективе.

В следующей статье в продолжение темы специалисты кадрового агентства «ЦИБИТ» на конкретном примере расскажут, как правильно сформировать, описать и внедрить бизнес-процесс в работу.