Финансовые новости

Не ври клиенту!

В России планируют кратно увеличить штрафы банкам за обман потребителей. Эту норму готовят к внесению в Госдуму, сообщил глава службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финуслуг ЦБ Михаил Мамута.

Штраф планируется установить на уровне 0,1% от капитала, уточнил глава комитета ГД по финрынку Анатолий Аксаков. По его словам, законопроект могут принять уже в этом году, тогда он заработает с 2025-го. В этом случае недобросовестные практики обойдутся крупнейшим игрокам в несколько миллиардов рублей, оценили эксперты.

... В марте председатель ЦБ Эльвира Набиуллина предлагала установить еще более высокие штрафы, если банк не устраняет нарушение после предписания регулятора, — вплоть до 1% от капитала.

0,1%, и тем более 1% от капитала, — это существенная нагрузка, отметила генеральный директор инвестиционной платформы Nibble Invest Ольга Малюгина. По ее мнению, такое нововведение поможет искоренить проблему мисселинга. Учитывая объем собственных средств (капитала) крупных банков даже по минимальной планке, сумма штрафов будет составлять от нескольких сотен миллионов, оценила эксперт.

У крупнейших кредитных организаций значения будут еще выше. Так, на июнь 2024-го размер капитала, например, у «Сбера» достигал 6,6 трлн рублей, у ВТБ — 1,7 трлн, у Газпромбанка — 1,3 трлн, а у «Альфы» — 0,9 трлн рублей. Поэтому если штрафы поднимут до обсуждаемого уровня, то недобросовестные практики могут обойтись игрокам в несколько миллиардов рублей.

Сегодня же штрафы за подобные нарушения несопоставимо меньше — 20–40 тыс. рублей для юридических лиц. Совокупно в год финансовые организации тратят на них примерно 5–7 млн рублей, оценила Ольга Малюгина.

Размер взысканий, которые установлены сейчас, можно назвать смехотворными,. Прибыль, которую получает банк в результате мисселинга, продолжает оставаться настолько серьезной статьей доходов, что позволяет компенсировать ограничения Банка России.

Одной из самых распространенных практик в жалобах на мисселинг и навязывание остается продажа страховок. Например: банк убеждает клиентов купить защиту при кредитовании, обещая, что в крайнем случае полис покроет долг. Однако людей не предупреждают, что основная часть платы уходит на агентскую комиссию банка. В итоге страховка не компенсирует кредит, а клиенты платят за нее втридорога.

Есть еще ряд направлений, которые традиционно требуют повышенного внимания регулятора. Среди них — продажа инвестиционных продуктов под видом вкладов, незаконные запросы в БКИ и введение заемщиков в заблуждение о величине реальной процентной ставки по кредиту.

Реально и серьезное повышение штрафов за обман клиентов — это логичный шаг. После этого вряд ли будут появляться массовые нарушения.

Базовый текст автора - Мария Колобова, «Известия»