Слово коллег

Авто-2024

Международная сеть автосервисов FIT SERVICE совместно с аналитическим агентством Gruzdev-Analyze представили результаты исследований авторынка России за 2023 год в формате онлайн-конференции и поделились своими прогнозами на 2024 год.

По мнению экспертов, автопарк в стране продолжит стареть, срок эксплуатации машин увеличится, при этом ремонт автомобилей будет становится все сложнее, а доля превентивных операций снизится.

Новые автомобили

Как показывает исследование, за последние три года продажи новых автомобилей в России снизились на 29% относительно 2021 года. На фоне других стран результаты продаж кажутся не самыми позитивными.

«По итогам года было много сообщений об увеличении объемов продаж новых автомобилей – с 600 млн штук был рост до 1,1 млн проданных авто. Однако если сравнить итоги 2023 года на авторынке РФ с данными 2021 года, становится понятно, что для нашей страны – это не самые лучшие результаты. А если сравнить их с объемами реализации в других странах за тот же период, то очевидно, что новых автомобилей в России продается все еще очень мало», – комментирует Александр Груздев, глава агентства Gruzdev-Analyze.

Новые и б/у

Отдельно эксперт прокомментировал итоги продаж автомобилей в Китае. При ежегодном объеме продаж по 25 млн штук авто, китайский авторынок вскоре достигнет насыщения. Тогда остро встанет вопрос о сбыте машин с пробегом. Их куда-то нужно будет экспортировать. «Известно много примеров такой международной миграции автомобилей: из Германии – в Польшу, из Польши – Беларусь или из США – в Мексику, из Мексики – в Венесуэлу. Придут ли б/у «китайцы» в Россию? В скором времени мы узнаем, как решится этот вопрос», – отмечает он.

За 2023 год в Россию было ввезено 137 тысяч автомобилей по параллельному импорту – это 13% от общего объема всех регистраций ТС. Как отмечают эксперты конференции, это средние показатели. В начале 2000-х в страну импортировали по 300-350 тысяч автомобилей в год (в том числе с пробегом).

ПРОГНОЗ: В 2024 году процесс параллельного импорта автомобилей будет регулироваться правительством РФ жестче, поэтому результаты прошедшего года по этому показателю едва ли удастся существенно превысить.

Авто с пробегом

По итогам 2023 года рынок авто с пробегом в России показал рекордный рост. За последние пять лет таких итоговых и ежемесячных показателей достичь не удавалось. Однако в последнем квартале прошлого года этот рынок показал резкое замедление.

«Во многом снижение рынка автомобилей с пробегом в последние месяцы 2023 года объясняется ростом ключевой ставки ЦБ и снижением доступности кредитов, но есть и другая версия. Если тренд на снижение перерегистраций продолжится в январе – марте 2024 года, то можно сделать предположение о исчерпании спроса на такие машины. Все, кто хотел поменять свой автомобиль, уже сделали это. Переформатирование собственников на рынке произошло. Поэтому возможно рынок вернется к результатам доковидного 2019-ого года. Тогда общее число продаж новых и б/у автомобилей составило 6,3 млн штук. А в 2023 году только «пробежных» машин было продано почти 7 млн штук», – комментирует Александр Груздев.

По прогнозам экспертов, в 2024 году движущийся парк страны продолжит медленно уменьшаться и составит 34,2 млн единиц.

«По итогам года мы видим, что автопарк страны активно стареет, и рынок новых авто не может обеспечить его обновления. Часть водителей стремятся ездить на своих машинах как можно дольше и для этого берегут их, не эксплуатируя, когда это возможно. На что и указывает снижение пробега. Но состояние автомобилей на сегодня такое, что откладывать ремонт в целях экономии уже нельзя, поэтому станции все чаще сталкиваются с трудозатратным ремонтом, который требует больше времени. Это делает актуальным для специалистов СТО требования по их профессиональной подготовке, ставит вопросы постоянного повышения квалификации, а от руководителей станций требует умения эффективно планировать загрузку», – подвела итоги глава сети FIT SERVICE Татьяна Овчинникова.

Полную версию аналитического отчета по авторынку за 2023 год можно посмотреть в записи.