Ассоциация кредитных и финансовых
организаций республики Башкортостан

 
Наши авторы

Финансы с понятием «халяль»

Как мы уже говорили, первые шаги по внедрению инструментов исламского банкинга (партнерского финансирования) шли очень непросто. Не только в силу некоторой психологической, но и скорее – функциональной новизны этих инструментов для российской рыночной практики.

О своих впечатлениях и выводах того периода рассказывает авторитетный эксперт, руководитель Администрации ЦРО ДУМ РБ Алмаз Абдуллин.

...Бытует не совсем справедливое мнение о том, что попытка внедрения в Башкортостане (через структуры АФ банка) так называемой «исламской карты» следует отнести к неудачным попыткам. Не соглашусь с этим выводом. Даже с учетом того, что это действительно было «первое и новое», на самом деле эти специализированные карты пошли хорошо. Об этом говорили цифры: средние остатки на халяльных картах были выше, чем на аналогичных вип-картах. Клиенты начали активно пользоваться ими, но… Тут уже вступили в действие чисто технические огрехи. Так, сами карты АФ банка были неудобными по возможностях и функционалу, к тому же сеть банка была слабо представлена банкоматами. Были и сложности с учетом. В итоге период становления этого инструмента затянулся. Клиенты ждали продолжения и развития актуального на тот момент направления. Задача ведь была вовсе не в том, чтобы «собрать деньги мусульман» на счетах у банка. Основная цель была именно в попытке внедрения партнерского финансирования, основанного на принципах шариата. Однако клубок вроде бы и незначительных, технических по своей сути проблем, сплелся так, что проект был реализован едва ли на треть от своих потенциальных возможностей. Потом уже и сам банк начал «схлопываться», хотя это не имело никакого отношения к исламскому вопросу. Тем не менее…

При этом необходимо учесть, что абсолютной новизны в идее не было. Желание и стремление многих людей жить по основополагающим принципам ислама (в том числе – в сфере финансов) – это норма для верующего. Поэтому первые «институты исламских финансов» работали значительно ранее. Они бытовали в форме касс взаимопомощи, хотя официального статуса как элемент партнерского финансирования не имели. На базе отработки этих первых опытов было организовано товарищество на вере «Хазина-Финанс», которое на практике финансировало население и микробизнес на принципах исламских финансов.

Тем не менее, следует признать, что на тот момент внедрение исламских финансовых продуктов и инструментов было медленным и неуверенным

Причин тому достаточно. Одна из главных - отсутствие доступной информации, подробных и четких разъяснений как сути партнерского финансирования, так и предлагаемых инструментов его реализации. Это приводило к непониманию как в среде бизнеса и финансистов, так и (тем более!) среди населения. Образно говоря, люди путали халяль и халяву. «Зеленое финансирование» зачастую воспринималось как садака, т.е. милостыня.

Подвижники, «пионеры» исламских финансов не смогли в то время преодолеть незрелость общества, граждан, политических реалий, бизнеса и финансового сообщества. Тем не менее, потребность назрела и сейчас следует говорить о том, как нам снова не споткнуться на тех же подводных камнях и что этому мешает…

На наш взгляд, до сих пор у многих нет ясного понимания, что же такое «финансы по шариату». Речь не только о конкретном эксперименте в четырех определенных государством регионах. Вопрос необходимо ставить шире. Острая нехватка специалистов по исламским финансам и банкингу приводит к тому, что четкие разъяснения давать просто некому! Светские вузы реагируют в основном на задание от отрасли, а сама по себе отрасль только формируется. Даже сегодня, когда закон прошел Совет Федерации и находится на подписании у Президента, высшая школа не активничает в этом плане. Опять же – в том числе и потому, что профессионалов, способных чему-то научить студентов, пока еще крайне мало. Кроме того, «вопрос понимания» с последующими возможностями пропаганды и разъяснения должен быть реализован и в религиозных учебных заведениях. Большую роль должны играть местные религиозные организации - просвещение паствы, доведение базовых постулатов через проповеди.

У нас были попытки энтузиастов проводить лекции, круглые столы, читать спецкурсы, но к сожалению, системно это не было принято. На голом энтузиазме далеко не уедешь. А в тех же кавказских регионах (Дагестан и Чеченская республика) уже длительное время проводят хутбы, организуют телевизионные передачи, формируют курсы лекций не только о порядке проведения богослужений, а уже о порядке ведения бизнеса, торговли, взаимоотношений с работниками, о дозволенности тех или иных фининструментов и видов деятельности. Активно работает и соседний Татарстан. В этом плане названные регионы более подготовлены, но у них уже давно был серьезный политический заказ. Теперь, получив этот «заказ», точнее – ясно выраженную политическую волю уже на федеральном уровне и в силу императивности закона, будем вынуждены догонять. Сделать это будет непросто: многие специалисты в области исламских финансов жили, учились или работали в Башкортостане, но по разным причинам выехали из республики. Непросто, но можно и нужно!

Все необходимые ресурсы (интеллектуальные, профессиональные и информационные) у нас есть. В последние годы и на федеральном, и на региональном уровне подготовлены разъяснительные материалы, памятки, методички, алгоритмы действий и программы обучения. Их просто-напросто надо активно и целеустремленно использовать. В нашей республике сохранен огромный человеческий и профессиональный потенциал. Да, он пока еще не реализован в полной мере, но основа для этого, несомненно, есть. В числе безусловных и перспективных «опорных точек» – это Российский исламский университет, медресе имени М.Султановой, медресе «Нур аль-Иман» в Стерлитамаке и другие исламские учебные заведения. В том же ряду - планируемые специальные курсы или семинары на базе Уфимского филиала Финансового университета при Правительстве РФ.

Поэтому наша краткая ретроспектива подводит к мысли – в Башкортостане была и есть необходимая «стартовая база». И годы первых практические опытов, и понимание допущенных ошибок, и знание, как их избежать в дальнейшем. Наши возможности в синергии с искренним желанием обязательно дадут положительный результат. И не только в рамках закона или предстоящего эксперимента. Люди, желающие жить по канонам шариата, должны иметь такую возможность и в сфере финансов. Теперь такая возможность будет реализована в полной мере, а мы приложим к этому все усилия.