Финграмота

Бизнес: учись учиться

Ассоциация развития финансовой грамотности, Сбер, Минэкономразвития России, Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ и ТПП РФ представили итоги ежегодного исследования «Индекс предпринимательской образовательной активности» (Индекс ПОА), который отражает уровень востребованности образовательных программ в сфере предпринимательства и вовлечённость российского населения в такие образовательные программы.

В 2022 году обучение на программах предпринимательского образования прошли более 200 тыс. человек, а всего за четыре года мониторинга — 700 тыс. В исследование вошло порядка 3000 компаний и организаций, которые за четыре года реализовали более 5000 образовательных программ.

По-прежнему ключевой базой для анализа выступают программы, реализуемые центрами «Мой бизнес» и другими организациями инфраструктуры поддержки МСП. Также с этого года в мониторинг включены программы Российского экспортного центра и одного из крупнейших онлайн-операторов — компании «Нетология».

Анатолий Попов, заместитель Председателя Правления Сбербанка:

«Образовательные программы, особенно для молодёжи, становятся основой для начала и успешного ведения предпринимательской деятельности. По нашим клиентам мы видим, что предприниматели, прошедшие обучение, в целом более успешны, чем те, кто не учился. Поэтому Сбер всецело поддерживает проекты в сфере бизнес-образования».

Исследование показало, что 68 % всех прошедших за четыре года обучение — молодые люди до 35 лет. Самые востребованные у них темы обучения связаны со стартом бизнеса, основами самозанятости и креативным предпринимательством.

Другой важный фактор, который определяет востребованность тех или иных программ, — фактическая занятость обучающегося. Предпринимательский опыт и этапы развития бизнеса существенно влияют на выбор и содержание программ обучения. 43 % прошедших обучение (из тех, кто рассказал о своей занятости) — действующие предприниматели (собственники компаний или ИП). Ещё 9 % зарегистрировали себя в качестве самозанятых. Остальные 48 % потенциально готовы открыть собственное дело, среди них есть школьники и студенты, работники по найму, безработные и пенсионеры.

Татьяна Илюшникова, заместитель Министра экономического развития РФ:

«Для предпринимателей критически важны знания: талантом или внутренним чутьем среди бизнесменов обладают единицы, для остальных это та база знаний, навыков, компетенций, а не дипломы. Поэтому для более качественного образовательного процесса необходимо систематизировать рынок бизнес-тренеров в России. По разным оценкам на этом рынке работает до 500 тысяч человек, из которых 10-12 % – это корпоративные специалисты. Также есть фрилансеры и специалисты тренинговых, образовательных, консалтинговых центров».

Лидерами спроса стали такие темы, как продажи, в том числе через маркетплейсы, — 22 %, бизнес-планирование — 15 %, брендирование, маркетинг, привлечение клиентов — 15 %, а также формирование отчётности, юридическая и финансовая грамотность — по 9 % запросов каждая.

Важный ориентир для субъектов РФ в исследовании — среднероссийские показатели: число прошедших обучение на 1 тыс. населения (9 человек), средневзвешенное время обучения на 1 человека (19 часов), количество реализованных программ на 1 субъект (41 программа).

Вениамин Каганов, генеральный директор Ассоциации развития финансовой грамотности, Председатель Комиссии по финансовой, управленческой и коммуникационной грамотности бизнеса, член Совета Торгово-промышленной палаты РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике:

«В целом по итогам второй волны исследования рекомендации следующие. Во-первых, предоставлять возможность проходить обучение как можно большему количеству граждан: и тем, кто только собирается открыть собственное дело, и уже действующим предпринимателям. Во-вторых, обратить внимание на состав, продолжительность и покрытие программ предпринимательского образования: они должны быть разнообразными и покрывать региональный спрос по различным направлениям обучения, а также быть эффективными по охвату участников. В-третьих, ориентироваться на спрос, а не на собственный план: содержание предлагаемого по программам поддержки МСП обучения может существенно не совпадать с темами, которые нужны гражданам. В-четвёртых, в регионах с низкой инвестиционной привлекательностью уделять дополнительное внимание информированию о данном виде поддержки, ее продвижению и рекламе среди граждан».

От грамотности предпринимателей зависят устойчивость и развитие их бизнеса, а значит, инвестиционная привлекательность региона в целом, подчёркивает Вениамин Каганов.