Ассоциация кредитных и финансовых
организаций республики Башкортостан

 
Наши авторы

Год особого статуса

2023 год знаменателен большими проектами по финансовой грамотности как в России, так и в Республике Башкортостан. Год особого статуса педагога, осуществляющего наставническую деятельность…

Педагоги 26-ти образовательных организаций, вошедших в инновационную площадку по финансовой грамотности, занимаются наставничеством с 2014 г. Помогают осваивать азы финансовой грамотности, приобретать навыки, умения управления финансами, отличать мошенников. При этом, что немаловажно, они обучают не только своих учащихся в классах и группах, но и коллег-педагогов.

Все педагоги-инноваторы прошли специальные курсы повышения квалификации по финансовой грамотности. Это хорошее время для профессионального роста, знакомства с новыми практиками коллег из разных регионов.

Он-лайн конференции, семинары, круглые столы дают такую возможность. Десятки педагогов инновационной площадки проводят открытые занятия, делятся своими методиками, активно участвуют в российских проектах.

Например, в столице республики 101-я и 123-я школы выбрали «финансовую грамотность» как предмет еще с 2014 г. Остальные школы внедряют азы финансовой грамотности во внеурочную деятельность и предметы по выбору.

Изюминкой в работе инновационной площадки всегда было партнёрство. Причем не только с образовательными организациями, но с профессиональными финансовыми и властными структурами. С теми, кто на практике ведет большую работу в области просвещения и внедрения грамотного, адекватного финансового поведения в повседневную жизнь сограждан.

Так, вместе с Финпотребсоюзом и Уфимским Региональным Методическим Центром (РМЦ) в этой сфере активно работают Национальный Банк по Республике Башкортостан Уральского ГУ ЦБ РФ, Ассоциация кредитных и финансовых организаций РБ, профильные министерства и ведомства, различные финансовые структуры. Учащиеся посещают банки, инвестиционные компании, где своими глазами видят и сложности финансовой работы и уясняют те базовые понятия и алгоритмы действий, которые очень нужны в реальной жизни.

Призеры и победители финансовых проектов - частые гости Министерства финансов РБ. Под его управлением в республике планомерно структурирована работа по повышению финансовой грамотности. Финпотребсоюз и РМЦ регулярно проводят мероприятия, согласованные как с министерством, так и предусмотренные собственными планами.

Так, в ноябре 2023 г. состоится 10-я Всероссийская конференция по финансовой грамотности. С 2020 г. эта конференция проходит в он-лайн формате. Каждый год более 2 тыс человек со всей России принимают в ней активное участие. Надо отметить, что участниками конференции являются и педагоги, и учащиеся. Они готовят проекты, пишут статьи, ведут финансовые расчеты. Все 10 лет участники конференции получают итоговые сборники статей – книги, которые зачастую становятся настоящими учебниками финансовой (и не только) грамотности.

С 2016 года ФМЦ НИУ ВШЭ проводят курсы повышения квалификации по финансовой грамотности. В 2018 г. в этот важный проект ВШЭ вошла Республика Башкортостан. За это время в регионе прошли курсы повышения квалификации около 4 тыс педагогов. С сентября 2022 г. финансовая грамотность включена в ФГОС. Ответом на современные вызовы стали программы, разработанные в рамках требования ФГОС Федеральным Методическим Центром НИУ ВШЭ.

В целом же наша страна Россия, и, в частности, наша республика, вступают во 2-й базовый этап и переходят от финансовой грамотности к финансовой культуре. Чтобы быть успешным, нужны навыки и знания управления финансами. Важно, чтобы педагоги сами, в первую очередь овладели навыками такого управления, умели приумножать финансы и разбираться в мошеннических схемах.

Это - с точки зрения «общественного внимания». Что же касается государственной, регулятивной исполнительности, то, на наш взгляд, сегодня необходим строгий и планомерный контроль над исполнением приказа Министерства Просвещения РФ от 31.05.2021 286 «Об утверждении федерального стандарта начального общего образования» и Приказа № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». В рабочие программы должны быть вписаны строчки из ФГОС. В пояснительных записках учителями должны быть прописаны предметные результаты - знания, навыки, компетенции по финансовой грамотности.

Практические результаты учителя будут стимулом в освоении финансовой культуры не только школьников, но и их родителей. Повторимся: нынешний год – особый. Год особого статуса педагога, осуществляющего наставническую деятельность…